Стратегическое планирование эффективного функционирования Арктической транспортной системы РФ
Аннотация
Цель. Выявить функции и основные направления стратегического планирования эффективного функционирования Арктической транспортной системы РФ. Задачи. Рассмотреть проект развития Арктической зоны России (АЗР) как мегапроект по созданию и передаче стоимостной цепочки ценностей, в том числе проект развития Арктической транспортной системы. Показать, что проект развития АЗР должен быть не набором разрозненных проектов, а единым мегапроектом, включающим в себя проект развития транспортно-логистической схемы обеспечения эффективного функционирования АЗР, проект развития Северного морского пути. Методология. Развитие методологических основ стратегического планирования применительно к высокотехнологичным проектам, таким как развитие АЗР, с учетом их особенностей, видится актуальным и практически значимым для повышения конкурентоспособности национальной экономики. В развитие теории М. Портера автор предлагает распространить методологию создания стоимостной цепочки ценностей одновременно на ряд независимых производств, связанных единым всеобщим видом деятельности. Результаты. Без разработки и осуществления проекта функционирования трансконтинентальной арктической магистрали в рамках единого мегапроекта развития АЗР невозможно эффективное освоение новых ресурсных баз и пространств в интересах народного хозяйства России и расширения экспортного потенциала страны. Выводы. Развитие АЗР и обеспечение жизнедеятельности ее территорий, строительство, эксплуатация и реализация продукции предприятий по разведке, добыче и переработке полезных ископаемых, рыбному промыслу и т. п. возможно лишь при наличии и развитии системы Северного морского пути с соответствующей инфраструктурой.
Ключевые слова
Russian Arctic Region,
Northern Sea Route,
Arctic Transport System,
strategic planning,
value chain,
shipbuilding,
icebreaker,
Арктическая зона России,
Северный морской путь,
Арктическая транспортная система,
стратегическое планирование,
цепочка создания стоимостных ценностей,
судостроение,
ледокол
Список литературы
1. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2008. 715 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление / Сокр. пер. с англ.; под науч. ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. 519 с.
3. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года / утв. Президентом РФ В. Путиным 20 февраля 2013 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://narfu.ru/aan/Encyclopedia_Arctic/Encyclopedia_AZRF.pdf.
4. Официальный сайт Правительства Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru.
5. Загородников М. А. Концептуальные основы конвергенции региональных экономических кластеров при развитии морской инфраструктуры Арктической зоны России // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 4 (4). С. 418-422.
6. Загородников М. А. Перспективы формирования регулярного судоходства в Арктической зоне // Актуальные проблемы учета, анализа и аудита: Мат-лы V Региональной науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 12 мая 2016 г.). СПб.: СПбГМТУ, 2016. С. 59-64.
7. Апполонов Е. М., Абрамов А. В., Хмара Д. С., Загородников М. А. Оценка варианта проектирования, строительства и эксплуатации перспективного атомного ледокола // Морской вестник. № 4 (60). 2016. (в печати)
Для цитирования:
Загородников М.А.
Стратегическое планирование эффективного функционирования Арктической транспортной системы РФ. Экономика и управление. 2016;(12):40-45.
For citation:
Zagorodnikov M.A.
Strategic Planning for the Efficient Functioning of the Russian Arctic Transport System. Economics and Management. 2016;(12):40-45.
(In Russ.)
Просмотров:
124