Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Создание государственно-частных компаний - организационно-институциональной основы развития транспортно-транзитных систем

Аннотация

Предмет. В статье рассматриваются организационные и институциональные предпосылки образования, и доказывается необходимость создания и налаживания эффективной работы крупной транспортно-логической компании, действующей на принципах государственно-частного партнерства в целях наиболее полного развития и реализации транспортно-транзитного потенциала России. Цель работы. В работе ставится и обосновывается гипотеза о необходимости создания и функционирования на федеральном уровне компании, отвечающей за организацию финансирования и реализацию проектов по развитию транспортно-транзитного потенциала России на принципах государственно-частного партнерства. Методология проведения работы. На основе использования методов эволюционно-институциональной теории, системного анализа и исторического подхода показывается, что развитие транзитной экономики происходило и происходит на основе многогранных форм взаимодействия и взаимной увязки интересов и усилий государственных деятелей и предпринимательского сообщества. Результаты работы. Показано, что институт государственно-частного партнерства необходимо рассматривать в широком понимании, как все возможные способы взаимодействия государства и бизнеса, направленные на увеличение добавленной стоимости, создаваемой внутри страны, и инфраструктурное обеспечение роста экспорта транспортных услуг. Сформулированы научно обоснованные предложения по совершенствованию способов регулирования транзитной экономики и новой эволюционной стратегии опережающего развития. Выводы. Доказано, что в целях повышения и эффективного использования доходов от экспорта транспортно-транзитных услуг требуется создание крупной государственночастной транспортной компании, способной составить конкуренцию глобальным морским контейнерным сервисам на маршруте Азия - Европа. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами власти России и ЕАЭС для ликвидации существующих проблем в области транспортно-транзитных систем и при реализации структурных реформ. Разработанные предложения и механизмы эффективного регулирования транзитной экономики и новой эволюционной стратегии опережающего развития России с другими странами ЕАЭС в условиях нестабильности могут быть востребованы для сохранения и усиления конкурентных преимуществ национальных экономик и ЕАЭС в целом.

Об авторах

Валерий Анатольевич Цветков
Институт проблем рынка Российской академии наук
Россия


Кобилжон Ходжиевич Зоидов
Институт проблем рынка Российской академии наук
Россия


Алексей Анатольевич Медков
Институт проблем рынка Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. * Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-06939 а)

2. Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 2015 год снизился на 5,3% до 1,5 млн TEU // РЖД-Партнер. 21.01.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/obem-perevozok--transkonteinera--za-2015-god-snizilsia-na-5-3--do-1-5-mln-teu/. (Дата обращения: 23.01.2016).

3. Симонова Т. Объем транзита в сообщении Россия - Китай вырос на 58% по итогам I квартала 2016-го // РЖД-Партнер. 05.05.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: hhttp://www.rzd-partner.ru/logistics/news/obem-tranzita-v-soobshchenii-rossiia-kitaivyros-na-58--po-itogam-i-kvartala-2016-go-413043/. (Дата обращения: 05.05.2016).

4. Лёвин С. Особенности российской экономики сдерживают рост доли перевозок грузов в контейнерах - мнение // РЖД-Партнер. 23.05.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/osobennosti-rossiiskoi-iekonomiki-sderzhivaiut-rost-doli-perevozokgruzov-v-konteinerakh---mnenie/. (Дата обращения: 24.05.2016)

5. Юлдашев Р. Транзитные грузоперевозки приобрели политический окрас // РЖД-Партнер. 08.02.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/logistics/news/tranzitnye-gruzoperevozki-priobreli-politicheskii-okras---mnenie/. (Дата обращения: 16.02.2016).

6. Симонова Т. Контейнерный транзит: возможен ли рост? // РЖД-Партнер. 25.05.2016: [Электронный ресурс]. http://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/konteinernyi-tranzit--vozmozhen-li-rost-413513/. (Дата обращения: 27.05.2016).

7. Вопрос дня. Каковы перспективы развития сквозных сервисов в России? // Гудок. 01.06.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1338980&archive=2016.06.01. (Дата обращения: 01.06.2016).

8. Модель Н. Государственно-частная проверка // Эксперт Северо-Запад. № 22-24 (707). 8 июня 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: доступа: http://expert.ru/northwest/2015/24/gosudarstvenno-chastnaya-proverka. (Дата обращения: 11.03.2016).

9. Максимов В. Реализация ГЧП-проектов в регионах в 2015 г. продолжалась благодаря государству // РЖД-Партнер. 11.03.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/other/news/realizatsiia-gchp-proektov-v-regionakh-v-2015-prodolzhalas-blagodaria-gosudarstvu---mnenie/. (Дата обращения: 11.03.2016).

10. Веревкина В. Ускорили процесс // Гудок. 02.12.2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1319484&archive=2015.12.02. (Дата обращения: 08.12.2015).

11. Государственно-частное партнерство как инструмент развития приграничного сотрудничества: Доклад директора Центра социально-трудовых и экономических исследований А. Л. Евдокимовича // Сайт РИСИ. 25.10.2013: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riss.ru/evrazijstvo/evrazijstvo-analysis/4127. (Дата обращения: 14.03. 2016).

12. Проценко Н. ГЧП под честное слово // Эксперт Юг. № 25-26 (315). 23 июня 2014 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/south/2014/26/gchp-pod-chestnoe-slovo/. (Дата обращения: 11.03.2016).

13. Семенова Е. Государственно-частное партнерство как один из путей модернизации российской инфраструктуры // Сайт РИСИ. 25.03.2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riss.ru/analitycs/5217/. (Дата обращения: 14.03.2016).

14. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко; Предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997. 180 с. (Современная институционально-экономическая теория).

15. Клейнер Г. Б. Экономика. Моделирование. Математика. Избранные труды / РАН. Центральный экономико-математич. ин-т. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. 856 с.

16. Йескомб Э. Р. Государственно-частное партнерство: Основные принципы финансирования / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2015. 457 с.

17. Фуруботн Э. Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории / Пер. с англ. Под ред. В. С. Катькало, Н. П. Дроздовой. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2005. 736 с.

18. Борщевский Г. А. Б83 Государственно-частное партнерство: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2015. 344 с. (Бакалавр и магистр. Академический курс).

19. Можаровская А. Возможная смена формата ОТЛК // РЖД-Партнер. 21.01.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/zhdtransport/news/vozmozhnaia-smena-formataotlk/. (Дата обращения: 21.01.2016).

20. Симонова Л. Говорить об ОТЛК как единой компании еще рано // РЖД-Партнер. 09.02.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/logistics/news/govorit-ob-otlk-kakedinoi-kompanii-eshche-rano---mnenie/?sphrase_id=7446. (Дата обращения: 16.02.2016).

21. Замковой А. Решение о выводе активов из проекта ОТЛК выглядит обоснованным // РЖД-Партнер. 22.01.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npktrans.ru/Doc.aspx?docId= 49818&CatalogId=653. (Дата обращения: 23.01.2016).

22. Скорлыгина Н. ОТЛК с трудом возвращает имущество // Коммерсанть. № 101 от 09.06.2016. С. 9.

23. Суховерша Д. «Легкий» формат лишит ОТЛК существенных преимуществ // РЖД-Партнер. 09.02.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/logistics/news/legkii--formatlishit-otlk-sushchestvennykh-preimushchestv---mnenie/. (Дата обращения: 16.02.2016).

24. Можаровская А. Активы отойдут от дел // РЖД-Партнер. 22.01.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/aktivy-otoidut-ot-del/. (Дата обращения: 23.01.2016).

25. Можаровская А. РЖД, Азербайджанские железные дороги и железные дороги Ирана подписали соглашение // РЖД-Партнер. 02.06.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/other/news/rzhd--azerbaidzhanskiezheleznye-dorogi-i-zheleznye-dorogi-irana-podpisalisoglashenie-413726/. (Дата обращения: 02.06.2016).

26. Ларионова Т. От идеи - к реализации // Транспорт России. № 8 (919). 25 февраля 2016 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://transportrussia.ru/item/2915-ot-idei-k-realizatsii.html. (Дата обращения: 25.02.2016).

27. Андриевский И. Ледокол «Арктика» стимулирует развитие СМП // РЖД-Партнер. 17.06.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzdpartner.ru/wate-transport/news/ledokol--arktika--stimuliruet-razvitie-smp-414093/. (Дата обращения: 17.06.2016).

28. Единый логистический оператор необходим для Севморпути // РЖД-Партнер. 09.06.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/logistics/news/edinyi-logisticheskiioperator-neobkhodim-dlia-sevmorputi-413925/. (Дата обращения: 10.06.2016).

29. Ларионова Т. Севморпуть: перезагрузка // Транспорт России. № 22 (933). 2 июня 2016 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.transportrussia.ru/v-sovete-federatsii/sevmorputperezagruzka.html. (Дата обращения: 03.06.2016).

30. Ермоленко М. ГЧП в транспортной сфере России встало // РЖД-Партнер. 02.06.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/other/news/gchp-v-transportnoi-sfere-rossii-vstalo-413723/. (Дата обращения: 02.06.2016).

31. Гущев И. Власти Петербурга не хотят в этом году компенсировать 4 млрд рублей концессионеру ЗСД // РЖД-Партнер. 12.05.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/auto/news/vlasti-peterburga-ne-khotiat-v-ietomgodu-kompensirovat-4-mlrd-rublei-kontsessioneruzsd-413155/. (Дата обращения: 20.05.2016).

32. Полякова И. Стратегический резерв // Транспорт России. № 20 (931). 19 мая 2016 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://transportrussia.ru/item/3019-strategicheskij-rezerv.html. (Дата обращения: 27.05.2016).

33. Дорога миллионов. Редакционная статья // Эксперт Урал. № 13 (682). 28 марта 2016 - 3 апреля 2016 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/ural/2016/13/doroga-millionov/. (Дата обращения: 16.06.2016).

34. Белоглазова Д. В поиске источника // Гудок. 08.06.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1339711&archive=2016.06.08. (Дата обращения: 08.06.2016).

35. РФПИ нашел инвесторов на новую автотрассу до Краснодара // РЖД-Партнер. 15.06.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/other/news/rfpi-nashel-investorovna-novuiu-avtotrassu-do-krasnodara-414027/. (Дата обращения: 15.06.2016).

36. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А. Формирование эволюционной модели транспортно-транзитной системы России в условиях интеграции и глобализации. М.: ИПР РАН; СПб.: Нестор-История, 2014. 800 с.

37. Уильямсон О. И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка // Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономич. школа, 1995. С. 33-53. (Вехи экономической мысли; Вып. 2).


Рецензия

Для цитирования:


Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Создание государственно-частных компаний - организационно-институциональной основы развития транспортно-транзитных систем. Экономика и управление. 2016;(12):5-24.

For citation:


Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh., Medkov A.A. The Creation of Public-Private Sector Organizational and Institutional Framework for the Development of Transport and Transit Systems. Economics and Management. 2016;(12):5-24. (In Russ.)

Просмотров: 160


ISSN 1998-1627 (Print)