Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Проект «5-100»: погоня за глобальной конкурентоспособностью или инструмент перезагрузки национальной системы высшего образования?

Аннотация

Согласно указу Президента России В. В. Путина, к 2020 г. пять российских вузов должны войти в список 100 лучших университетов мира. Данный указ послужил импульсом для запуска проекта «5-100», главной целью которого является усиление конкурентных позиций вузов страны на глобальном рынке образовательных услуг. Цель. Анализ промежуточных итогов и целесообразности дальнейшей реализации проекта вхождения пяти российских университетов в Топ-100 глобальных университетов мира (проект «5-100»). Результаты. Последовательно проанализирована структура и методология рейтингования в основных глобальных рейтингах конкурентоспособности мировых университетов, идентифицирован стратегический выбор и обоснованы тактические действия национальных правительств и университетов по реагированию на глобальные рейтинги конкурентоспособности. Проведен качественный анализ официально декларируемых и имплицитных целей реализации проекта «5-100» в России, выдвинуты и обсуждены гипотезы, объясняющие его целесообразность. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что, несмотря на правильность выбранного направления движения и наличие определенных положительных результатов, промежуточные итоги реализации проекта «5-100» говорят скорее не о содержательном развитии системы высшего образования в России и повышении его глобальной конкурентоспособности, а об эффективности отдельных моделей университетского управления, нацеленных на достижение формальных показателей.

Об авторах

Алексей Игоревич Балашов
Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ
Россия


Валерия Маратовна Хусаинова
ООО «Бизнес для бизнеса»
Россия


Список литературы

1. Салми Дж. Создание университетов мирового класса / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2009. 132 с.

2. Косов Ю. В., Халин В. Г., Фокина В. В. Созвездие талантов - ключевой фактор формирования университетов мирового класса: российский и зарубежный опыт (в двух частях) // Управленческое консультирование. 2014. № 5 (6). С. 60-72.

3. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования // Экономика образования. 2012. № 2. С. 67-80.

4. Абдулкашапова Ф. А., Бандорин В. Г., Игнашина Т. В. Глобальные образовательные рейтинги: аналитические инструменты и сервисы для оценки потенциала научно-образовательной деятельности университетов // Вестник Казанского государственного технологического университета. 2014. Т. 17, № 2. С. 375-379.

5. Абламейко С. В., Гусаковский М. А. Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 124-135.

6. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт / Под ред. Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьева. М.: Центр социологических исследований, 2014. 504 с.

7. Балацкий Е. В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России. 2015. № 4. С. 72-98.

8. Добреньков В. И., Коропченко А. А., Попков В. А. Российские университеты и мировые рейтинги: можем ли мы быть лидерами? // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2012. № 3. С. 60-71.

9. Sheil T. Moving beyond university rankings: developing a world class university system in Australia // Australian Universities’ Review. 2010. Vol. 52, N 1: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eric.ed.gov/PDFS/ EJ877049.pdf.

10. Ислакаева Г. Р., Зулькарнай И. У. Федеральные университеты и национальные исследовательские университеты в мировых рейтингах // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20, № 2. С. 502-506.

11. Комаров В. В. Российские университеты в динамике международных рейтингов // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2013. № 15 (20). С. 9-13.

12. Тарадина Л. Д. Международные рейтинги университетов: влияют ли они на развитие университетов и стоит ли им доверять? // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 2 (33). С. 9-17.

13. Мелешкин М. И. О перспективах вхождения российских университетов в первую сотню ведущих университетов мира по рейтингу Times Higher Education // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 19 (368). С. 56-62.

14. Павлюткин И. В. Университеты, рейтинги и рынок: институциональные эффекты ранжирований в поле высшего образования // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 25-41.

15. Wong P. K., Singh A. University patenting activities and their link to the quantity and quality of scientific publications // Scientometrics. 2010. Vol. 83, N 1. P. 271-294.


Рецензия

Для цитирования:


Балашов А.И., Хусаинова В.М. Проект «5-100»: погоня за глобальной конкурентоспособностью или инструмент перезагрузки национальной системы высшего образования? Экономика и управление. 2016;(10):79-86.

For citation:


Balashov A.I., Khusainova V.M. Project 5-100: A Quest for Global Competitiveness or a Tool for the Reboot of the National System of Higher Education? Economics and Management. 2016;(10):79-86. (In Russ.)

Просмотров: 140


ISSN 1998-1627 (Print)