Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Инновационная деятельность страховых организаций: курс развития

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-2-188-199

Аннотация

Цель. Разработать модель инновационного развития страхования в России на основании глубинного анализа научных работ, опроса страховщиков и рыночной ситуации.

Задачи. Исследовать модели инновационного развития в страховой сфере; выявить проблемы, влияющие на внедрение инноваций в страховом бизнесе; проанализировать каналы приобретения страховых продуктов страхователями и проверить гипотезу предпочтения страхователями цифровых каналов при выборе страховки в зависимости от возраста и пола; определить наиболее популярные виды страховых продуктов среди страхователей; показать перспективные инновационные подходы в страховании в России.

Методология. Исследование проведено с использованием общенаучных и частнонаучных методов, формально-логического подхода, а также анкетирования страхователей.

Результаты. Разработана модель инновационного развития страхования в России на основании глубинного анализа научных работ, опроса страховщиков и рыночной ситуации. Гипотеза о наличии зависимости в выборе каналов страхования по возрасту (поколению) для разных видов страхования выявила зависимость выбора страхового канала только для автострахования. Гипотеза о совместном влиянии пола и поколения на выбор каналов приобретения страховых полисов не подтверждена. Согласно опросу, к самым популярным видам из полисов можно отнести автострахование и страхование для выезда за границу. Обычное страхование остается более популярным среди респондентов, чем цифровое.

Выводы. Выявлена проблема взаимодействия и коммуникаций между страховщиком и страхователем. Цифровое страхование недостаточно развито среди страховщиков в России. Разработанная клиентоориентированная модель даст возможность сформировать долгосрочные взаимоотношения между компаниями и клиентами. Удобные практичные цифровые инструменты позволят создать условия для устойчивого роста компаний и получить важные конкурентные преимущества на рынке.

Об авторах

В. И. Хабаров
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Владимир Иванович Хабаров - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры организационного менеджмента, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный деятель науки и техники города Москвы

125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80Е



М. С. Колбина
АО Акрихин
Россия

Мария Сергеевна Колбина - кандидат медицинских наук, медицинский менеджер

111399, Москва, Мартеновская ул., д. 6, корп. 3, офис 47



И. Ю. Кушелев
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Иван Юрьевич Кушелев - аспирант кафедры организационного менеджмента

125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80Е



Список литературы

1. Жилкина А. Н. Страхование как объект управления инновационным развитием //Про б лемы современной экономики. 2012. № 1. С. 444–446.

2. Фомичев А. А. Страховые услуги в системе финансовых услуг // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 664.

3. Цыганов А. А., Брызгалов Д. В. Цифровизация страхового рынка: задачи, проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11. № 2. С. 111–120. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-2-111-120

4. Брызгалов Д. В. Цифровизация андеррайтинга на российском страховом рынке // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2020. № 2. С. 90–102. DOI: 10.24411/2071-6435-2020-10015

5. Аксютина С. В. Трансформация страхования: инновационные продукты и технологии //Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 2. С. 395–410.

6. Якушин А. Б. Страховая телематика и ее роль в развитии рынка добровольного страхования Российской Федерации // Страховое дело. 2016. № 5 (278). С. 25–29.

7. Nicoletti B. Digital insurance: Business innovation in the post-crisis era. London: Palgrave Macmillan, 2016. 328 p. (Palgrave studies in financial services technology).

8. Саввина Н. Е. Инновации в российском страховании: мода или необходимость? // Вестник Финансового университета. 2014. № 6 (84). С. 74–83.

9. Desyllas P., Sako M. Profiting from business model innovation: Evidence from Pay-As-You-Drive auto Insurance // Research Policy. 2013. Vol. 42. No. 1. P. 101–116. DOI: 10.1016/j.respol.2012.05.008

10. Pearson R. Towards an Historical Model of Services Innovation: The Case of the Insurance Industry, 1700–1914 // The Economic History Review. 1997. Vol. 50. No. 2. P. 235–256. DOI: 10.1111/1468-0289.00053

11. Lado N., Maydeu-Olivares A. Exploring the Link between Market Orientation and Innovation in the European and US Insurance Markets // International Marketing Review. 2001. Vol. 18. No. 2. Р. 130–145. DOI: 10.1108/02651330110389972

12. Quick J. Top Insurance Industry Issues 2021: Confronting a changing world // PwC. 2021. May 10. URL: https://www.pwc.com/us/en/industries/financial-services/library/insurance-confronting-changing-world.html (дата обращения: 12.01.2023).

13. Ping An Insurance (Group) Company of China, Ltd. Finance + Ecosystem // Ping An. 2022. URL: https://group.pingan.com/about_us/our_businesses.html (дата обращения: 20.12.2022).

14. Страховой рынок: основные итоги 2018 г. // Банк России. 2019. 4 апреля. URL: https://cbr.ru/Press/event/?id=2540 (дата обращения: 15.01.2023).

15. Strategy for Insurance in Russia for 2019–2021. Russian Union of Insurers, 2018 // Russian national reinsurance company Homepage. URL: https://www.statista.com/topics/6424/insurance-market-in-russia/#topicOverview (дата обращения: 14.01.2023).

16. Adamova M., Boudet J., Kalaoui H., Segev I. How traditional insurance carriers can disrupt through personalized marketing. Washington, DC: McKinsey & Company, 2018. 8 p. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Financial%20Services/Our%20Insights/How%20traditional%20insurance%20carriers%20can%20disrupt%20through%20personalized%20marketing/How-traditional-insurance-carriers-can-disrupt-through-persona-lized-marketing-final.pdf (дата обращения: 17.01.2023).

17. Huang J. China’s online health platforms see spike in usage amid coronavirus outbreak //S&P Global. 2020. February 24. URL: https://www.spglobal.com/marketintelligence/en/news-insights/latest-news-headlines/china-s-online-health-platforms-see-spike-in-usage-amid-corona-virus-outbreak-57189378 (дата обращения: 17.01.2023).

18. InsurTech 3.0 // InsurTech Homepage. URL: http://insurtech-lab.ru (дата обращения: 17.01.2023).

19. Жабинець О. Й. Захист інформації та інформаційна безпека страхових компаній //Еко номічний часопис-ХХІ. 2014. № 7-8-2. С. 32–35.

20. Yiu E. Technology turbocharges China’s access to health insurance amid coronavirus pandemic — for the price of a Starbucks coffee // South China Morning Post. 2020. April 4. URL: https://www.scmp.com/business/china-business/article/3078273/technology-turbo-charges-chinas-access-health-insurance-amid (дата обращения: 17.01.2023).

21. Колбина М. С., Кушелев И. Ю. Инновации в страховании в России: от теории к практике // Актуальные вопросы современных научных исследований: сборник ст. Междунар.науч.-практ. конф. / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 150–155


Рецензия

Для цитирования:


Хабаров В.И., Колбина М.С., Кушелев И.Ю. Инновационная деятельность страховых организаций: курс развития. Экономика и управление. 2023;29(2):188-199. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-2-188-199

For citation:


Khabarov V.I., Kolbina M.S., Kushelev I.Yu. Innovative activity of insurance organizations: Course of development. Economics and Management. 2023;29(2):188-199. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-2-188-199

Просмотров: 331


ISSN 1998-1627 (Print)