Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Маркетплейс: управление предпринимательской деятельностью на двустороннем рынке

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-1-45-53

Аннотация

Цель. Разработка рекомендаций, нацеленных на оптимизацию предпринимательской деятельности маркетплейса.
Задачи. Дать краткую характеристику функционирования маркетплейса; обосновать причисление маркетплейса к двусторонним платформам; выделить и формализовать инструменты управления платформой; определить подходы к тарификации, а также аргументировать необходимость выбора различных стратегий в зависимости от этапа жизненного цикла маркетплейса.
Методология. Автор на основе анализа использует базовую модель двусторонних платформ Тироля и Роше, концепции субсидированного ценообразования и ценовой дискриминации в сочетании с основными методологическими подходами теории предпринимательской деятельности.
Результаты. Внесены дополнения в определение понятия маркетплейса, обоснована целесообразность рассмотрения его как двусторонней платформы. В статье выделены и формализованы инструменты управления предпринимательской деятельностью на двустороннем рынке, определены наиболее эффективные подходы к тарификации и аргументирована необходимость применения различных стратегий на разных этапах жизненного цикла маркетплейса. Автором разработаны рекомендации, нацеленные на оптимизацию предпринимательской деятельности маркетплейса.
Выводы. Маркетплейс действительно является двусторонней платформой. На разных этапах жизненного цикла необходимо выбирать различные стратегии и оптимизировать различные показатели. Целесообразным видится применение субсидированной модели ценообразования.

Об авторе

Т. Р. Торпищев
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Тимур Ринатович Торпищев
аспирант; преподаватель

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а

194100, Санкт-Петербург, Кантемировская ул., д. 3



Список литературы

1. Баркан Е. С. Маркетплейс — современный формат торговой организации // Социальногуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации: сборник материалов Всерос. конф. молодых исследователей с междунар. участием. М.: Российский государственный ун-т имени А. Н. Косыгина, 2020. С. 301–303.

2. Леонов С. А. Особенности реализации товаров субъектами предпринимательской деятельности на маркетплейсах // Дневник науки: электр. науч. журнал. 2021. № 8 (56). URL: http://www.dnevniknauki.ru/images/publications/2021/8/economy/Leonov3.pdf (дата обращения: 13.11.2022).

3. Rochet J. C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European economic association. 2003. Vol. 1. No. 4. P. 990–1029. DOI: 10.1162/154247603322493212

4. Rochet J. C., Tirole J. Two-sided markets: A progress report // The RAND journal of economics. 2006. Vol. 37. No. 3. P. 645–667. DOI: 10.1111/j.1756-2171.2006.tb00036.x

5. Gale D., Shapley L. S. College Admissions and the Stability of Marriage // American Mathe matical Monthly. 1962. Vol. 69. No. 1. P. 9–15. DOI: 10.2307/2312726

6. Железова Е. Б., Измалков С. Б., Сонин К. И., Хованская И. А. Теория и практика двусторонних рынков (Нобелевская премия по экономике 2012 года) // Вопросы экономики. 2013. № 1. С. 4–26. DOI: 10.32609/0042-8736-2013-1-4-26

7. Baxter W. F. Bank interchange of transactional paper: Legal and economic perspectives // The Journal of Law and economics. 1983. Vol. 26. No. 3. P. 541–588. DOI: 10.1086/467049

8. Rohlfs J. A theory of interdependent demand for a communications service // The Bell journal of economics and management science. 1974. Vol. 5. No. 1. P. 16–37. DOI: 10.2307/3003090

9. Rosse J. N. Estimating cost function parameters without using cost data: Illustrated methodology // Econometrica. 1970. Vol. 38. No. 2. P. 256–275. DOI: 10.2307/1913008

10. Chou C., Shy O. Network effects without network externalities // International Journal of Industrial Organization. 1990. Vol. 8. No. 2. P. 259–270. DOI: 10.1016/0167-7187(90)90019-W

11. Church J., Gandal N. Network effects, software provision, and standardization // The Journal of industrial economics. 1992. Vol. 40. No. 1. P. 85–103. DOI: 10.2307/2950628

12. Jullien B., Pavan A., Rysman M. Two-sided markets, pricing, and network effects // Handbook of Industrial Organization. 2021. Vol. 4. No. 1. P. 485–592. DOI: 10.1016/bs.hesind.2021.11.007

13. Roth A. Common and Conflicting Interests in Two Sided Matching Markets // European Economic Review. 1985. Vol. 27. No. 1. P. 75–96. DOI: 10.1016/0014-2921(85)90007-8

14. Armstrong M. Competition in two sided markets // The RAND journal of economics. 2006. Vol. 37. No. 3. P. 668–691. URL: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/14583/1/14583.pdf (дата обращения: 13.11.2022).

15. Parker G. G., Van Alstyne M. W. Two-sided network effects: A theory of information product design // Management science. 2005. Vol. 51. No. 10. P. 1494–1504. DOI: 10.1287/mnsc.1050.0400

16. Симонов К. В. Выставочный двусторонний рынок: идентификационные признаки и управление созданием стоимости // Управленец. 2019. Т. 10. № 4. С. 24–37. DOI: 10.29141/2218–5003-2019-10-4-3

17. Шаститко А. Е., Паршина Е. Н. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спе цификация предметной области // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 1 (55). С. 5–18.

18. Баландина М. С., Баскакова И. В. Двусторонние рынки: определение понятия, ключевые характеристики и инструменты оценки // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. № 2 (64). С. 12–20.

19. Evans D. S. Platform economics: Essays on multi-sided businesses. Charleston, SC: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2011. 459 p.

20. Кунин В. А. Управление рисками промышленного предпринимательства (теория, методология, практика): монография. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2011. 184 с.

21. Кунин В. А. Формирование системы показателей эффективности предпринимательства // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2011. № 1 (31). С. 48–57.

22. Плотников А. В. Концепция двустороннего рынка и многосторонних платформ как элемента цифровой экономики // Московский экономический журнал. 2019. № 7. С. 256–263. DOI: 10.24411/2413-046X-2019-17056

23. Коваленко А. И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 3 (57). С. 64–90.

24. Куликова О. М., Суворова С. Д. Маркетплейс: бизнес-модель современной торговли // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 6 (48). С. 50–55. DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/5.48.008


Рецензия

Для цитирования:


Торпищев Т.Р. Маркетплейс: управление предпринимательской деятельностью на двустороннем рынке. Экономика и управление. 2023;29(1):45-53. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-1-45-53

For citation:


Torpishchev T.R. Marketplace: Business management in a bilateral market. Economics and Management. 2023;29(1):45-53. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-1-45-53

Просмотров: 330


ISSN 1998-1627 (Print)