Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Особенности трансформации социального пространства: сегменты труда и образования

Аннотация

Настоящее исследование посвящено выявлению особенностей изменений социального пространства во взаимосвязанных сферах образования и труда. Цель. Выявить основные особенности трансформации социального пространства в части его образовательно-воспитательного сегмента, а также исследовать влияние изменений в образовательном сегменте этого пространства на формирование и реализацию трудового потенциала в условиях перехода нашей страны на инновационный путь развития. Задачи. Из всего многообразия социальных, экономических, региональных, институциональных, экологических и иных направлений преобразования социального пространства выделить аспект воздействия трансформационных процессов на сферу труда и воспроизводство трудового потенциала, включающий трансформации в образовательно-воспитательном сегменте. Методология. Использование общенаучных методов научного познания позволило установить специфику изменений в сферах труда и образования в условиях перехода нашей страны на инновационный путь развития. Результаты. Установлено, что институциональная трансформация в системе образования играет ключевую роль в формировании и развитии трудового потенциала, поскольку сегмент образования является основным источником не только обеспечения, но и поддержания качественных и количественных характеристик трудового потенциала. Выделены исторически устойчивые и постоянно воспроизводящиеся, а также вновь вводимые (трансплантируемые) институты. Показаны проявления дисфункций вновь вводимых в образовательное пространство институтов. Детально рассмотрен аспект подготовки инновационных менеджеров для экономики нового типа. Выводы. Установлено, что трансформация является двуединым процессом: с одной стороны, она выступает фактором экономического развития, с другой - его результатом. Выявлены некоторые особенности взаимосвязи изменений. Показано, что постановка вопроса о развитии образовательно-воспитательного сегмента социального пространства как необратимом процессе, направленном на изменение материальных и духовных компонентов образовательного пространства с целью их усовершенствования, пока является преждевременной.

Об авторах

Наталия Николаевна Шестакова
Институт проблем региональной экономики Российской академии наук
Россия


Лидия Кузьминична Кузьмина
Институт проблем региональной экономики Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Хуажева А. Ш., Шовгенов Т. М. Институциональные условия как фактор экономического роста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2009. № 1. С. 26-33.

2. Полтерович В. М. Проектирование трансплантационных реформ (ЦЭМИ РАН и РЭШ, Москва) (июль 2008): Презентация: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/167662.

3. Цакулова О. С. Роль институциональных условий в формировании постиндустриальной экономики: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. Владикавказ, 2008. 20 с.

4. Субетто А. И. Образование: будущее России (Вместо предисловия) // Первая научная сессия Отделения образования Петровской академии наук и искусств: «Образование: будущее России и человечества. Проблемы становления системы наук и теорий об образовании» (14-15 декабря 1993 г.) / Под ред. А. И. Субетто, В. А. Щеголева. СПб.: ВИФК, 1993. С. 3-8.

5. Вольчик В. В., Скорев М. М. Институциональная инерция и развитие российской системы образования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. Вып. 4. С. 55-63.

6. Балацкий Е. Институциональные и технологические ловушки: калейдоскоп идей: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/202594/.

7. Антонова Т. ЕГЭ могут заменить на обычный экзамен // Московский комсомолец. 26 августа 2013: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mk.ru/social/education/article/2013/08/26/905293-ege-mogut-zamenitnaobyichnyiy-ekzamen.html.

8. Мартынова Н. В. Особенности подготовки инновационных менеджеров: Мат-лы III Всерос. социологич. конгресса. М.: Ин-т социологии РАН; Российское общество социологов. 2008: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/index.php?page_id=763&fio=%CC%E0%F0%F2%FB%ED%EE%E2%E0.

9. Целевая подготовка инновационных менеджеров // Материалы сайта учебного центра «Профессионал» о Школе менеджмента при МФТИ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mipt.ru/cdpo/courses/innovative_management/corporate/managers.php.

10. Фияксель Э. А., Шубнякова Н. Г. Подготовка менеджеров инновационных проектов на основе проектного метода обучения // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2009/ekon25.html.

11. Барыкин А. Н. Инновационный менеджер: метафора или профессия? // Менеджмент инноваций. 2010. № 2 (10). С. 106-122.

12. Президентская программа подготовки управленческих кадров: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pprog.ru/.


Рецензия

Для цитирования:


Шестакова Н.Н., Кузьмина Л.К. Особенности трансформации социального пространства: сегменты труда и образования. Экономика и управление. 2016;(1):77-83.

For citation:


Shestakova N.N., Kuz’Mina L.K. Distinctive Features of Social Space Transformation in Labor and Education. Economics and Management. 2016;(1):77-83. (In Russ.)

Просмотров: 190


ISSN 1998-1627 (Print)