Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Изменения личностных представлений о профессии в процессе индивидуальной профессионализации (социологический анализ)

Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение процессов формирования индивидуальных (групповых) концептуально-пространственных представлений о профессии (специальности) на примере управления персоналом как виде деятельности. Цель. Исследовать условия, факторы и особенности формирования индивидуальных (групповых) представлений об управлении персоналом как виде деятельности в различных социально-профессиональных сообществах. Задачи. Измерить, обобщить и классифицировать индивидуальные представления об управлении персоналом, сформировавшиеся у респондентов, имеющих отношение (прямое и косвенное) к данному виду профессиональной деятельности, на каждом из этапов их индивидуальной профессионализации. Методология. Ассоциативное измерение индивидуальных (групповых) представлений об управлении персоналом осуществлялось посредством визуальных посредников (изображений (начертаний) геометрических фигур). В опросе приняли участие 1083 респондента, которые обучались в четырех вузах по направлениям подготовки, предусматривающим изучение дисциплины «Управление персоналом». Интерпретации полученных результатов (в контексте психогеометрии) позволили определить и классифицировать ассоциативные образно-символические представления респондентов об управлении персоналом как общие, частные и особенные (специальные). Результаты. Стереотипные (общие) представлениям о практиках управления персоналом, раскрывающие общие принципы управления человеком в организации, преобладают у индивидов в периоды их профессионального самоопределения и профессиональной самоидентификации. В индивидуальных представлениях о будущей (настоящей) профессии (специальности) отражаются профессионально-ценностные ориентиры, характерные направлению подготовки, по которому человек обучается. Социально-профессиональные представления о профессии (специальности), которые доминируют в конкретной образовательной организации, предопределяют траекторию индивидуального профессионального развития личности. По мере приобретения личностью опыта самостоятельной профессиональной деятельности в ее индивидуальных представлениях о профессии (специальности) актуализируется тема профессионализма. Выводы. Результаты исследований формирования и развития индивидуальных (групповых) представлений о будущей (настоящей) профессии - основа для брендинга и бренд-менеджмента профессионализации конкретного вида деятельности. Внедрение системы брендинга в современную сферу управления персоналом обеспечит успешную индивидуальную профессионализацию HR-менеджеров, в которых заинтересован каждый работодатель.

Об авторе

Павел Анатольевич Бакланов
Российский государственный социальный университет
Россия


Список литературы

1. Смирнова Е. Е., Надеждин Е. Н. Когнитивный анализ механизма формирования экономической компетентности выпускника университета // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24174. (Дата обращения: 08.09.2016).

2. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.

3. Юркова И. Г. Субъективные представления личности как фактор профессиональной самореализации // Человек. Сообщество. Управление. 2006. № 3. С. 106-117.

4. Тараненко В. И. Разоблаченный логотип, или Психогеометрия. Мультимедийное изд-во Стрельбицкого, 2013. 270 с.

5. Привалова В. М. Самоидентификация в культуре. Эмпирическое исследование // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 1 (3). С. 747-754.

6. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л.: Знание, 1991. 106 с.

7. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.

8. Кармадонов О. А. Социология символа. М.: Academia, 2004. 352 с.

9. Бакланов П. А. Профессиональное развитие личности в контексте социологии символа // Обозреватель = Observer. 2015. № 12 (311). С. 62-73.

10. Управление персоналом: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. А. И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2008. 608 с.

11. Головашина О. В. Ассоциативный эксперимент для измерения гражданской идентичности // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 64-71.

12. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 1998. 272 с.

13. Бакланов П. А. Выбор профессии: личностно-смысловой и символический контексты (социологический анализ) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2014. Т. 11, № 4. С. 96-102.


Рецензия

Для цитирования:


Бакланов П.А. Изменения личностных представлений о профессии в процессе индивидуальной профессионализации (социологический анализ). Экономика и управление. 2016;(9):67-73.

For citation:


Baklanov P.A. Changes in Personal Perceptions of a Profession during the Process of Individual Professionalization: a Sociological Analysis. Economics and Management. 2016;(9):67-73. (In Russ.)

Просмотров: 104


ISSN 1998-1627 (Print)