Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Перспективы российско-китайского сотрудничества в системе материально-технического обеспечения районов Крайнего Севера РФ

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-985-994

Аннотация

Цель. На основе изучения способов организации материально-технического обеспечения населения и хозяйствующих субъектов в районах Крайнего Севера Российской Федерации (РФ) предложить новую технологию решения указанных задач с применением беспилотных летательных аппаратов (БЛА).

Задачи. Проанализировать подходы к решению логистических проблем в отдаленных и труднодоступных регионах; выявить специфику организации материально-технического обеспечения населения и хозяйствующих субъектов в районах Крайнего Севера РФ; изучить китайский опыт решения логистических проблем с использованием беспилотных летательных аппаратов и определить пути его имплементации в российских условиях.

Методы. При проведении исследования использованы методы структурно-функционального, организационно- и технико-экономического анализа, экспертного оценивания, а также компаративного и логистического подходов.

Результаты. Развитие экономики РФ все больше опирается на возможности, предоставляемые территориями Крайнего Севера. Эффективно работающая на данных территориях, в том числе в условиях экономических санкций, система оперативного материально-технического обеспечения труднодоступных районов является важнейшим инструментом устойчивого развития страны. Сегодня особое значение приобретает сотрудничество государств-соседей в решении текущих и перспективных логистических проблем. Продолжительное взаимодействие между Китаем и Россией создало предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества в создании транспортной системы, использующей беспилотные летательные аппараты. Инновационному подходу к решению этой задачи посвящена настоящая статья, в которой раскрыта новая технология преодоления логистических проблем с применением беспилотных летательных аппаратов в районах Крайнего Севера РФ.

Выводы. Китай приступил к созданию первой в мире системы оперативного материально-технического обеспечения труднодоступных районов в виде трехступенчатой транспортной сети, сочетающей «транспортный самолет + ТГБЛА + легкие БЛА вертолетного типа». Государственные органы рассматривают эту систему как инструмент решения социально-экономических задач в труднодоступных районах Китайской Народной Республики (КНР). В качестве технологической основы для создания тяжелого грузового беспилотного летательного аппарата (ТГБЛА) использован китайский самолет, являющийся лицензионной копией советского Ан-2. Рекомендована активизация сотрудничества РФ и КНР, базирующегося на применении китайских технологических наработок и запасов самолетов Ан-2, находящихся на хранении в России.

Об авторах

М. Н. Григорьев
Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д. Ф. Устинова
Россия

Михаил Николаевич Григорьев - кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры экономики, организации и управления производством

190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1



И. А. Максимцев
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Игорь Анатольевич Максимцев - доктор экономических наук, профессор, ректор

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21



С. А. Уваров
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Сергей Алексеевич Уваров - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры торгового дела и товароведения

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21



Список литературы

1. Григорьев М. Н., Королева Е. А., Уваров С. А. Северный морской путь и концепция управления цепями поставок в системе обеспечения национальной безопасности России // Инновационные технологии и технические средства специального назначения. Труды X науч.-практ. конф. СПб.: Балтийский государственный технический университет «Военмех», 2018. С. 80–86. (Сер. Библиотека журнала «Военмех. Вестник БГТУ». № 43).

2. Гришков В. Ф., Плотников В. А., Фролов А. О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 7–13.

3. Максимцев И. А., Межевич Н. М., Сирота Н. П. Внешняя среда особо крупных организаций в условиях внешнеполитической неопределенности и санкционных режимов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 5 (131). С. 7–13.

4. Григорьев М. Н., Максимцев И. А., Уваров С. А. Инновационно-логистический подход к организации оперативного материально-технического обеспечения труднодоступных районов Крайнего Севера Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 2 (134). С. 62–67.

5. Комов А. А. Повышение конкурентоспособности самолета ИЛ-76МД-90А // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т. 24. № 3. С. 7–12.

6. Щеголева А. В. Роль военно-транспортной авиации в военной логистике // Сборник научных статей, посвященный 60-й годовщине полета Ю. А. Гагарина в космос. Краснодар: Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова, 2021. С. 128–132.

7. Петров М. А., Уголков С. В. Вопросы прогнозирования развития вертолетных перевозок в условиях Крайнего Севера // Системный анализ и логистика. 2019. № 4 (22). С. 60–64.

8. Тагиева Н. К., Онегин В. Е. «Зимники» как решение транспортного сообщения добывающих предприятий на Арктической территории // Транспорт и логистика в Арктике. Регулярное судоходство по СМП — залог ускоренного развития Дальнего Востока: альманах. Вып. 3. М.: Техносфера, 2017. С. 72–76.

9. Пиль Э. А. Анализ Северного завоза и варианты его реализации // Цифровая наука. 2021. № 3. С. 42–58.

10. Карпов А. Е., Клочков В. В. Прогнозирование эффективности создания транспортно-логистических систем на основе беспилотных воздушных судов // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD’2018: материалы 11-й Междунар. конф.: в 2 т. Т. 2. М.: Институт проблем управления РАН, 2018. С. 292–303.

11. Радченко И. В., Крамчанинов В. П., Дубринский В. П. Самолет Ан-2. М.: Транспорт, 1974. 456 с.

12. Самолет Ан-2. Опыт эксплуатации. Надежность техники. Безопасность полетов: учеб.-метод. пособие. Вып. 1. М.: М-во гражд. авиации СССР, Инж.-авиац. служба, 1974. 27 с.

13. Каршин Д. В. Техническое обслуживание самолета Ан-2: метод. указания. Куйбышев: Куйбышев. авиац. ин-т им. С. П. Королева, 1974. 42 с.

14. Шифрин М. Н. Практическая аэродинамика самолета Ан-2. М.: Транспорт, 1972. 200 с.

15. Китай провел успешные испытания самого крупного в мире беспилотного самолета // Рамблер. 2018. 18 октября. URL: https://news.rambler.ru/disasters/41066693/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink ресурс: https://news.rambler.ru/disasters/41066693-kitay-provel-uspeshnye-ispytaniya-samogo-krupnogo-v-mire-bespilotnogo-samoleta (дата обращения: 09.06.2022).

16. SF Express формирует сеть авиаперевозок с использованием крупных БПЛА // Avianews. info. 2020. 19 сентября. URL: https://avianews.info/sf-express-formiruet-set-aviaperevozok-s-ispolzovaniem-krupnyh-bpla (дата обращения: 09.06.2022).

17. Крупногабаритный БПЛА FH-98 успешно прошел испытания // Avianews.info. 2020. 24 августа. URL: https://avianews.info/krupnogabaritnyj-bpla-fh-98-uspeshno-proshyol-ispytaniya (дата обращения: 09.06.2022).

18. Автономный «Кукурузник». Впервые продемонстрировано автоматическое десантирование груза с беспилотного Ан-2 // Наука и техника. 2021. 16 июня. URL: https://naukatehnika.com/avtonomnyij-kukuruznik.html (дата обращения: 09.06.2022).

19. «Отлично, Женя!»: Ан-2 сбросил в Якутии на парашютах мешки с картошкой // Rbc.ru.2021. 12 октября. URL: https://www.rbc.ru/society/12/10/2021/616564499a79471c0c812413 (дата обращения: 09.06.2022).

20. China Successfully Tests World’s Largest Unmanned Commercial Drone // News 18. 2018. 17 Oct. URL: https://www.news18.com/news/world/china-successfully-tests-worlds-largest-unmanned-commercial-drone-1912337.html (дата обращения: 09.06.2022).

21. Григорьев М. Н. Организация массового производства в КНР дронов гражданского назначения // Инновационные технологии и технические средства специального назначения: материалы 13-й общероссийской науч.-практ. конф. СПб.: Балтийский государственный технический университет «Военмех», 2021. С. 198–208. (Сер. Библиотека журнала «Военмех. Вестник БГТУ». № 71).

22. Перфильева Л. Д. Региональные проекты КНР в освоении Арктического региона // Восточная Азия в меняющемся мире: доклады, представленные на VI Междунар. конф. молодых востоковедов в Институте Дальнего Востока РАН (Москва, 29–30 ноября 2018 г.). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2019. С. 128–134.

23. Рыжова А. В. Арктический вектор в отношениях Дании с США и Китаем // Проблемы национальной стратегии. 2021. № 2 (65). С. 169–186. DOI: 10.52311/2079-3359_2021_2_169

24. Захарьев Я. О. Предпосылки развития сотрудничества КНР и Канады в Арктике // Эко номические отношения. 2018. Т. 8. № 4. С. 549–554. DOI: 10.18334/eo.8.4.38939

25. Ши Юйчэнь. Национальные интересы КНР в отношениях с АСЕАН // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 2. С. 327–332. DOI: 10.34823/SGZ.2021.2.51582


Рецензия

Для цитирования:


Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А. Перспективы российско-китайского сотрудничества в системе материально-технического обеспечения районов Крайнего Севера РФ. Экономика и управление. 2022;28(10):985-994. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-985-994

For citation:


Grigoriev M.N., Maksimtsev I.A., Uvarov S.A. Prospects for Russian-Chinese cooperation in the system of logistics support for the regions of the Russian Far North. Economics and Management. 2022;28(10):985-994. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-985-994

Просмотров: 179


ISSN 1998-1627 (Print)