Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Санаторно-курортные услуги: природа, специфика и подходы к классификации

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-9-944-954

Аннотация

Цель. Проанализировать существующие подходы к определению сущности санаторно-курортной услуги и выделению ее отдельных составляющих, а также построить модель данной услуги как многокомпонентного продукта санаторно-курортного комплекса региона.

Задачи. Изучить подходы к определению санаторно-курортного продукта; охарактеризовать соотношение понятий «санаторно-курортный продукт» и «санаторно-курортная услуга»; обосновать необходимость композиционного подхода к моделированию санаторнокурортных услуг; уточнить определение и построить авторскую модель санаторно-курортных услуг.

Методология. С помощью общих методов научного познания, композиционного подхода и методов моделирования изучены различные подходы к определению и выявлению составляющих пакета санаторно-курортной услуги. Обоснована необходимость расширения круга организаций, участвующих в создании этой услуги.

Результаты. В современных условиях конкурентоспособная санаторно-курортная услуга все чаще является продуктом не одной специализированной санаторно-курортной организации (далее — СКО), а результатом коллаборации нескольких различных с функциональной точки зрения организаций. СКО может быть создана и не самостоятельно, а с привлечением соисполнителей. Санаторно-курортная услуга представляет собой набор (или пакет) полезностей. Таким образом, модель данной услуги должна включать в себя несколько уровней, в том числе базовые компоненты, дополнительные услуги и составляющую кастомизации.

Выводы. Санаторно-курортная услуга в настоящее время это — многокомпонентный пакет материальных и нематериальных составляющих (услуг, мероприятий, впечатлений, товаров), которые позволяют потребителю удовлетворять потребности в рекреации (оздоровлении и отдыхе) в целом. Такой подход способствует повышению ее адаптивности под нужды и требования того или иного потребителя. Разработка пакета составляющих санаторно-курортной услуги приведет к росту экономической и инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в целом. Композиционный подход позволяет более четко планировать деятельность СКО, обеспечивает большую прозрачность процессов производства услуг, расчета их себестоимости и т. д.

Об авторе

Д. А. Лихтин
Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Дмитрий Анатольевич Лихтин, аспирант

199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43



Список литературы

1. Баранова А. Ю. Системный подход к формированию санаторно-курортных услуг // Вестник Академии знаний. 2018. № 26 (3). С. 43–50.

2. Богомолова Е. С. Повышение результативности стратегического управления развитием санаторно-курортного комплекса Краснодарского края // Профессорский журнал. Серия: рекреация и туризм. 2021. № 3 (11). С. 49–56. DOI: 10.18572/2686-858X-2021-11-3-49-56

3. Прохорова О. В., Краснова О. Н. Управление предпринимательством на предприятиях санаторно-курортного типа // Сервис plus. 2015. Т. 9. № 2. С. 45–51. DOI: 10.12737/11311

4. Aluculesei A.-C., Nistoreanu P., Avram D., Nistoreanu B. G. Past and future trends in medical spas: A co-word analysis // Sustainability. 2021. Vol. 13. No. 17. P. 9646. DOI: 10.3390/su13179646

5. Chuang T. C., Liu J.S., Lu L.Y.Y., Lee Y. The main paths of medical tourism: From transplantation to beautification // Tourism Management. 2014. Vol. 45. Р. 49–58. DOI: 10.1016/j.tourman.2014.03.016

6. DeMicco F. J. New innovations in medical tourism and wellness in Europe: Switzerland // F. J. DeMicco, ed. Medical Tourism and Wellness: Hospitality Bridging Healthcare (H2H). New York: Apple Academic Press, 2017. Р. 279–288. (Advances in Hospitality and Tourism Series). DOI: 10.1201/9781315365671-14

7. Kušen E. Health tourism // Tourism. 2002. Vol. 50. No. 2. Р. 175–188.

8. Torres-Pruñonosa J., Raya J. M., Crespo-Sogas P., Mur-Gimeno E. The economic and social value of spa tourism: The case of balneotherapy in Maresme, Spain // PLoS ONE. 2022. Vol. 17. No. 1. e0262428. DOI: 10.1371/journal.pone.0262428

9. Ветитнев А. М., Дзюбина А. В. Санаторно-курортные и SPA-услуги: противопоставление или совместное развитие // Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 2 (22). С. 48–52.

10. Ершова И. В. Санатории: уникальный феномен на туристском рынке // Lex russica (Русский закон). 2019. № 10 (155). С. 16–29. DOI: 10.17803/1729-5920.2019.155.10.016-029

11. Корчажкина Н. Б. Современное состояние и пути развития санаторно-курортного лечения в Российской Федерации // Курортные ведомости. 2013. № 3. С. 12–17.

12. Полякова Н. В., Сыроватская А. А. Лояльность клиента как фактор конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса // Актуальные вопросы современного маркетинга: сборник научных трудов. Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права, 2015. С. 145–151.

13. Ветитнев А. М., Войнова Я. А. Организация санаторно-курортной деятельности: учеб. пособие. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 272 с.

14. Лимонов В. И. Санаторно-курортный рынок: понятие, особенности и регулирование // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2017. № 1. С. 42–47.

15. Савельева Н. А., Шмелева Т. В., Топоров С. И. Подход к классификации услуг медицинского туризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 7 (110). С. 15–19.

16. Ferreira G. L. M., Jorge A., Rodrigues L. Good practices of quality control in the area surrounding of natural mineral water abstraction of São Pedro do Sul medical spa (Portugal) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. Vol. 906. P. 012092. DOI: 10.1088/1755-1315/906/1/012092

17. Санаторно-курортное лечение. Национальное руководство / под ред. А. Н. Разумова, В. И. Стародубова, Г. Н. Пономаренко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. 752 с.

18. Архипов А. Е. Модель контурного пакетирования как основа формирования конкурентомобильности санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. 2011. № 9-2. С. 110–114.

19. Turski I., Mashika H., Tkachenko T., Khmara M., Komarnitskyi I., Oliinyk M. Medical Tourism: Analysis of the State of International Tourism and Prospects for Domestic Development // Universal Journal of Public Health. 2021. Vol. 9. No. 2. Р. 27–34. DOI: 10.13189/ujph.2021.090201

20. Александрова Е. А. Туристская поездка как сумма впечатлений // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. № 3. С. 12–17.

21. Новикова Е. П., Левкевич М. М. Развитие услуг здравоохранения в санаторно-курортной сфере: монография. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2017. 174 с.

22. Dryglas D., Rózycki P. European spa resorts in the perception of non-commercial and commercial patients and tourists: The case study of Poland // e-Review of Tourism Research. 2016. Vol. 13. No. 1-2. Р. 382–400.

23. Beganović A., Puška A., Popović-Beganović A. The transformation of medical spas into modern spa centers in Bosnia and Herzegovina: An investigation using a decision-making support model // Tourism. 2021. Vol. 69. No. 2. Р. 180–195. DOI: 10.37741/t.69.2.2

24. Boleloucka E., Wright A. Spa destinations in the Czech Republic: an empirical evaluation // International Journal of Spa and Wellness. 2020. Vol. 3. No. 2-3. Р. 117–144. DOI: 10.1080/24721735.2021.1880741

25. Власова М. В., Кузнецова А. Н. Документальное оформление нового туристского продукта // Научные Записки ОрелГИЭТ. 2019. № 1 (29). С. 50–53.

26. Молчанова С. Ю., Усачева Е. А. Социально-педагогические услуги пожилым людям: подходы к оценке качества // Управленческое консультирование. 2014. № 1. С. 78–84.


Рецензия

Для цитирования:


Лихтин Д.А. Санаторно-курортные услуги: природа, специфика и подходы к классификации. Экономика и управление. 2022;28(9):944-954. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-9-944-954

For citation:


Likhtin D.A. Health resort services: Essence, specific features, and approaches to classification. Economics and Management. 2022;28(9):944-954. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-9-944-954

Просмотров: 424


ISSN 1998-1627 (Print)