Модель вовлечения в процесс импортозамещения: маркетинговый подход
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-9-905-911
Аннотация
Цель. Разработать маркетинговую модель вовлечения в процесс импортозамещения основных участников внутреннего российского рынка на основе концепции «импортного следа».
Задачи. Выявить основные подходы в изучении импортозамещения на основе анализа имеющихся в открытом доступе публикаций; проанализировать роль и назначение импортозамещения в современной российской экономике; обосновать необходимость массового приятия идей импортозамещения в России; дать описание показателя «импортный след» с позиций маркетингового инструмента вовлечения; сформулировать этапы процесса ускоренного вовлечения производственных предприятий в импортозамещение; предложить авторскую модель вовлечения основных участников национального рынка в процесс импортозамещения.
Методология. В процессе исследования использованы общенаучные методы познания, а также информация из открытых источников.
Результаты. На основе анализа публикаций из открытых источников выявлено три основных подхода в изучении импортозамещения: с позиций государственного управления и регулирования национальной экономики, в русле производственного менеджмента, в различных отраслях народного хозяйства. Составлена экономическая ветка в иерархической схеме формирования полного государственного суверенитета, позволяющая понять роль и назначение импортозамещения в современной российской экономике. Введен показатель «импортный след» для произведенного в России товара, отражающий процент от себестоимости, который приходится на импортные сырье, компоненты, оборудование. Сформулировано 11 этапов авторского видения процесса ускоренного вовлечения производственных предприятий в импортозамещение. Предложена модель вовлечения основных участников национального рынка в процесс импортозамещения на базе продвижения идеи «импортного следа».
Выводы. В современном российском обществе отсутствует всеобщее приятие провозглашенного правительством импортозамещения. Предложенная маркетинговая модель массового вовлечения основных участников национального рынка в исследуемый процесс позволила бы в сжатые сроки сформировать моду и устойчивый спрос на отечественную продукцию внутри страны, которые совместно с системой стимулирующих мер способствовали бы повсеместному добровольному участию российского бизнеса в импортозамещении, достижению научно-технологического и экономического суверенитета России.
Об авторе
Е. С. ЕнинаРоссия
Екатерина Сергеевна Енина, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента
236022, Калининград, Советский пр., д. 1
Список литературы
1. Лазарева Е. Путин показал, когда Россия снизит зависимость от импорта // Ura.ru. 2022. 18 мая. URL: https://ura.news/articles/1036284606 (дата обращения: 17.08.2022).
2. Стариков Н. В. Национализация рубля – путь к свободе России. СПб.: Питер, 2014. 336 с.
3. Фальцман В. К. Технологические суверенитеты России. Статистические измерения // Современная Европа. 2018. № 3. С. 83–91. DOI: 10.15211/soveurope320188391
4. Соловьева О. Россия сохраняет высокую зависимость от импорта // Независимая газета. 2021. 16 ноября. URL: https://www.ng.ru/economics/2021-11-16/1_8302_import.html (дата обращения: 17.08.2022).
5. Результаты мониторинга «О влиянии санкционных ограничений и адаптации бизнеса» // Институт экономики роста имени П. А. Столыпина. 2022. 6 апреля. URL: https://stolypin.institute/research/our/rezultaty-monitoringa-o-vliyanii-sankcionnyh-ogranichenij-i-adaptacijbiznesa (дата обращения: 17.08.2022).
6. Домнин В. Н. Брендинг: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2002. 352 с.
Рецензия
Для цитирования:
Енина Е.С. Модель вовлечения в процесс импортозамещения: маркетинговый подход. Экономика и управление. 2022;28(9):905-911. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-9-905-911
For citation:
Enina E.S. Model of involvement in import substitution: A marketing approach. Economics and Management. 2022;28(9):905-911. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-9-905-911