Стратегические аспекты управления персоналом медиаорганизаций в современных условиях с учетом фактора экономической безопасности
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-9-878-892
Аннотация
Цель. Рассмотреть особенности стратегического управления персоналом медиаорганизаций в условиях ослабления экономической безопасности на всех уровнях российской экономики, вызванного современным санкционным противостоянием России и «коллективного Запада».
Задачи. Раскрыть сущность стратегического управления персоналом медиаорганизации; проанализировать типы кадровых стратегий и выявить особенности их реализации; провести PEST-анализ российских медиаорганизаций и оценить влияние новых политико-экономических факторов на управление их персоналом.
Методология. При проведении исследования использованы методы обобщения, графической интерпретации данных, стратегического, ситуационного анализа, экспертных оценок.
Результаты. В настоящее время в России вследствие обострения санкционного противостояния с «коллективным Западом» изменилась внешняя среда деятельности бизнес-организаций. В различных отраслях данные изменения специфичны. В частности, в медиаотрасли влияние изменений внешней среды наиболее четко проявляется в форме влияния на процессы управления персоналом. В этой связи требуется модернизация кадровых стратегий медиаорганизаций, необходимы их пересмотр и формирование комбинированных стратегий, учитывающих специфику конкретной организации и ее трудового коллектива. Установлено, что решающим фактором успеха в изменении кадровой стратегии медиаорганизации является ее внутренняя способность быстро изменяться под воздействием окружающих событий и обстоятельств без потери эффективности управления. Изложенный подход позволяет обеспечить экономическую безопасность медиаорганизации.
Выводы. Потенциальное снижение лояльности и работоспособности сотрудников, связанное с опасениями относительно заработной платы и потери источников доходов в изменившихся условиях деловой среды, рекомендуется нивелировать активной вовлеченностью сотрудников в оценку текущей ситуации и разработку мероприятий операционного менеджмента. В связи с динамичностью происходящих изменений макросреды традиционная офисная среда заменяется другими формами работы, которые компании считают приемлемыми. Это не только повысит уровни физической безопасности и психологического здоровья в творческом медийном трудовом коллективе, но и позволит организовать оперативное информирование клиентов новостных порталов и телевизионных каналов, оперативно реагировать на вызовы со стороны оппонентов в социальных сетях, круглосуточно поддерживать оборудование в рабочем состоянии и т. д. Менеджмент медиаорганизаций должен развивать в себе навык управленческого влияния. Управленческие навыки, развивающиеся как у руководителей подразделений, так и у каждого сотрудника, создают эффективную рабочую среду, формируют у сотрудников чувство сопричастности. Изменяющаяся внешняя среда заставляет совершенствовать как стратегию, так и кадровую политику медиаорганизации, внедряя персонализированный подход в управление персоналом. С учетом высокой скорости технологического развития медийной отрасли важным стратегическим аспектом развития кадрового потенциала медиаорганизации остается переобучение и повышение квалификации сотрудников. Данный аспект требует повышенного внимания со стороны менеджеров.
Об авторах
В. А. ПлотниковРоссия
Владимир Александрович Плотников, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления; профессор
кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
О. А. Шамина
Россия
Ольга Алексеевна Шамина, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры рекламы
191186, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 18
О. А. Шарапова
Россия
Ольга Анатольевна Шарапова, кандидат экономических наук, бизнес-консультант
Список литературы
1. Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Системный подход в оценке путей преодоления финансово-экономического кризиса // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2010. № 3 (27). С. 213–224.
2. Потребитель и медиа в реалиях спецоперации — новый отчет OMD OM Group // AdIndex.ru. 2022. 14 марта. URL: https://adindex.ru/news/media/2022/03/14/303287.phtml (дата обращения: 20.06.2022).
3. Вертакова Ю. В. Использование сетевого подхода для обеспечения устойчивости развития предпринимательских структур в условиях экономического кризиса // Инновационный вестник Регион. 2009. № 2. С. 36–43.
4. Бирюкова О. Ю., Цапенко И. В. Стратегическое управление персоналом. М.: МАКС Пресс, 2015. 96 с.
5. Маслов В. И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М.: Финпресс, 2004. 287 с.
6. Максимцев И. А., Межевич Н. М., Сирота Н. П. Внешняя среда особо крупных организаций в условиях внешнеполитической неопределенности и санкционных режимов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 5 (131). С. 7–13.
7. Антонов-Овсеенко А. А., Романкина Е. А. Бюджеты медиа-пространства: еще раз о специфике национального тренда к сокращению печатных СМИ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: филология. 2019. № 1 (60). С. 109–113.
8. Муравьева О. В. Тенденции и стратегии развития печатных СМИ Казахстана онлайн // Век информации. 2017. Т. 2. № 2-2. С. 156–157.
9. Науменко О. Л. Тенденции и перспективы развития рынка печатных СМИ // Будущее науки-2019: сборник науч. ст. 7-й Междунар. молодежной науч. конф. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 237–240.
10. Потребин А. Структурная трансформация печатных СМИ: вызовы конвергенции // Мультимедийная журналистика: медиакоммуникации и медиаиндустрия: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 1 марта 2019 г. Мн.: Белорусский государственный университет, 2019. С. 39–43.
11. Степанова Г. Н., Шаронин П. Н. Технология разработки стратегии развития организации в условиях «цифровизации» медиа // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2015. № 5. С. 141–151.
12. Тихомиров Н. Н., Шамина О. А. Особенности стратегического инновационного развития малых предприятий медиаиндустрии // Проблемы современной экономики. 2018. № 1 (65). С. 73–76.
13. Шамина О. А., Шарапова О. А. Об оценке эффективности модели стратегического управления малыми предприятиями печатных средств массовой информации // Журнал правовых и экономических исследований. 2020. № 4. С. 245–249. DOI: 10.26163/GIEF.2020.55.33.036
14. Варванин С. О. Методы стратегического управления персоналом предприятия: автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 1999. 18 с.
15. Волохов А. А. Формирование системы стратегического управления персоналом предприятия (организационно-методический аспект): автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 1998. 25 с.
16. Зайцев Н. Л. Краткий словарь экономиста. М.: ИНФРА-М, 2020. 224 с.
17. Петров А. Н. Современная модель стратегического менеджмента // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 1-1 (103). С. 12–20.
18. Забирова Л. М. Стратегическое управление персоналом организации. Казань: Казанский университет, 2011. 386 с.
19. Степанова Г. Н., Борисова С. Г., Виноградов А. А. Инновации в стратегическом менеджменте медиаорганизации. М.: Московский политехнический университет, 2017. 242 с.
20. Шамина О. А. Формирование модели стратегического управления малыми предприятиями медиаиндустрии: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2020. 194 с.
21. Юсуфова А. М. Управление организациями в условиях шоков внешней среды (на материалах строительных организаций): дис. … канд. экон. наук. СПб., 2022. 176 с.
22. Miles R. E., Snow C. C., Meyer A.D., Coleman H.J., Jr. Organizational Strategy, Structure and Process // Academy of Management Review. 1978. Vol 3. No. 3. P. 546–562. DOI: 10.5465/amr.1978.4305755
23. Эшби У. Р. Введение в кибернетику / пер. с англ. М.: Иностранная литература, 1959. 432 с.
24. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. 301 с.
25. Ружицкая И. В., Жилина Ж. А., Абдряшитова А. И. Современные проблемы стратегического управления персоналом организации. Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2019. 140 с.
26. Апенько С., Коньшунова С. Миссия, цель и стратегия управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 1. С. 25–31.
27. Николаев Н. А. Исследование закономерности влияния персонифицированного подхода на результативность управления персоналом организации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 6 (132). С. 111–119.
28. Николаев Н. А. Кадровая политика как способ формирования системы непрерывного совершенствования деятельности персонала на основе персонифицированного подхода // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 5 (131). С. 140–150.
29. Шиндикова И. Г. Инструментарий обеспечения экономической безопасности строительной организации в условиях макроэкономических шоков: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2021. 165 с.
30. Безработица в России достигла исторического минимума // РИА Новости. 2022. 1 июня. URL: https://ria.ru/20220601/bezrabotitsa-1792457032.html (дата обращения: 20.06.2022).
31. Фуколова Ю. Пути в айти // Большие идеи. URL: https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/puti-v-ayti (дата обращения: 20.06.2022).
32. Кривицкая Е. Что будет с наймом в 2022 году: мнение HR-директора РБК // Rbc.ru.2022. 10 июня. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/62a2e4389a7947d6babb00fc?page=tag&nick=retraining (дата обращения: 20.06.2022).
33. Плотников В. А. Цифровизация как закономерный этап эволюции экономической системы // Экономическое возрождение России. 2020. № 2 (64). С. 104–115. DOI: 10.37930/1990-9780-2020-2-64-104-115
34. Малькевич А. А. Феномен новых медиа в контексте политической коммуникации // Коммуникативные стратегии информационного общества: сборник трудов XIII Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Политех-пресс, 2021. С. 49–53.
35. Фомина И. Р. Интернет-версии печатных СМИ: функциональная специфика // Синергия Наук. 2018. № 28. С. 999–1003.
36. Институциональная трансформация социально-экономических систем в условиях цифровизации: состояние, тренды, проблемы и перспективы: монография. Курск: Университетская книга, 2020. 294 с.
37. Шульгина Ю. В., Вертакова Ю. В., Мальцева И. Ф., Плотников В. А. Трансформация организации труда и социально-трудового мониторинга в условиях перехода на удаленную работу // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020. № 11. С. 97–102. DOI: 10.37882/2223-2974.2020.11.40
38. CRA Business Intelligence // SC Media. URL: https://www.scmagazine.com/cra-businessintelligence (дата обращения: 20.06.2022).
39. «Новая эра» российского медиарынка: наблюдения по итогам КРОС-2022 // Кабельщик. 2022. 7 июня. URL: https://www.cableman.ru/blog/novaya-era-rossiiskogo-mediarynkanablyudeniya-po-itogam-kros-2022 (дата обращения: 20.06.2022).
40. Бушуева В. В., Лощилин А. Н., Тихомирова Е. А. Некоторые особенности творческой личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. Вып. 4 (837). С. 71–79.
41. Зарплата журналистов в СМИ и других работников радио и телевидения // VisaSam.ru. 2022. 16 августа. URL: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-zhurnalistov.html (дата обращения: 18.06.2022).
42. Одинцова О. В. Стратегическое управление персоналом: подходы и тенденции. М.: РГУ имени Н. А. Косыгина, 2020. 167 с.
43. Doug S. А., Dexter C. D. Beyond traditional paternalistic and developmental approaches to organizational change and human resource strategies // International Journal of Human Resource Management. 1991. Vol. 2. No. 3. P. 263–283. DOI: 10.1080/09585199100000068
Рецензия
Для цитирования:
Плотников В.А., Шамина О.А., Шарапова О.А. Стратегические аспекты управления персоналом медиаорганизаций в современных условиях с учетом фактора экономической безопасности. Экономика и управление. 2022;28(9):878-892. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-9-878-892
For citation:
Plotnikov V.A., Shamina O.A., Sharapova O.A. Strategic aspects of personnel management in media organizations under modern conditions with allowance for the factor of economic security. Economics and Management. 2022;28(9):878-892. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-9-878-892