Формирование структуры экосистем с позиции конфигурации взаимодействий субъектов
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-7-684-693
Аннотация
Цель. Предложить комплексный подход к формированию структуры экосистем в условиях современных реалий.
Задачи. Проанализировать и оценить существующие исследовательские подходы к формированию структуры экосистемы; предложить ее основные компоненты с точки зрения взаимодействий субъектов, а также кратко сформулировать выводы, актуальные для практического руководства менеджеров компаний-организаторов платформ.
Методология. Для решения поставленных задач авторами использованы методологии комплементарности и маркетинга взаимоотношений, применены методы поиска причинно-следственных связей и описательные исследования, находит отражение исследовательский и исторический дизайн.
Результаты. Анализ теоретических разработок и бизнес-практик показал, что структуру экосистем составляют не только совместно создающие ценность субъекты с определенным статусом, ролями и вкладом каждого из участников платформы. В концептуализации конструкта важна взаимозависимость между компаниями и видами их деятельности с учетом множества нелинейных взаимодействий, которые иногда приводят к неожиданным, непропорциональным последствиям. Определены структурные компоненты экосистемы в двух аспектах: в контексте ее понимания как набора интегрированных субъектов и с позиций конфигурации их взаимодействий. Предложен спектр новых исследовательских вопросов для будущих исследований.
Выводы. Стремительная платформизация отраслей российской экономики, переход от дуальных рыночных отношений к многосторонним, причем с синергетическим эффектом, дают основания считать формирование оптимальной архитектоники экосистем одной из ключевых составляющих, которую нужно изучать и понимать, если речь идет о глобальной и национальной цифровой трансформации. Развивающиеся бизнес-практики компаний в данном контексте опережают их научное и методическое обоснование. Существенной задачей становится исследование и научное подкрепление происходящих в контенте процессов. Краткие выводы служат основанием для принятия правильных управленческих решений по выбору оптимальных вариантов структуры конкретной экосистемы.
Об авторах
С. А. НегановРоссия
Сергей Александрович Неганов, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра управления социально-экономическими системами, философии и истории
620130
Колмогорова ул., д. 66
Екатеринбург
В. П. Неганова
Россия
Валентина Петровна Неганова, доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры, руководитель центра
кафедра управления социально-экономическими системами, философии и истории
Уральское отделение Российской академии наук
Институт экономики
Центр развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований
620130
Колмогорова ул., д. 66
620014
Московская ул., д. 29
Екатеринбург
Список литературы
1. Burke B., Cearley D., Walker M. Top 10 strategic technology trends for 2016: at a Glance // Gartner. 2015. October 6. URL: https://www.gartner.com/en/documents/3143618 (дата обращения: 25. 05. 2022).
2. Jacobides M. G., Cennamo K., Gawer A. Towards a Theory of Ecosystems // Strategic Management Journal. 2018. Vol. 39. P. 2255–2276. DOI: 10.1002/smj.2904
3. Möller K., Halinen A. Managing business and innovation networks — From strategic nets to business fields and ecosystems // Industrial Marketing Management. 2017. Vol. 67. Р. 5–22. DOI: 10.1016/j.indmarman.2017.09.018
4. Moore J. F. The Death of Competition: Leadership and Strategy in the Era of Business Ecosystems. New York: Harper Collins, 1996. 297 p.
5. Van Tulder R., Verbeke A., Jankowska B., eds. International business in a VUCA world: the changing role of states and firms. Bingley: Emerald Publishing Limited, 2019. 536 р. (Progress in International Business Research. Vol. 14).
6. Porter M. E., Kramer M. R. Creating shared value: how to reinvent capitalism and unleash a wave of innovation and growth // Harvard Business Review. 2011. Vol. 89. No. 1. Р. 62–77.
7. Beal D., Eccles R., Hansell G., Lesser R., Unnikrishnan S., Woods W., Young D. Total societal impact: a new lens for strategy // Boston Consulting Group. 2017. October 25. URL: https://www.bcg.com/publications/2017/total-societal-impact-new-lens-strategy.aspx (дата обращения: 25. 05. 2022).
8. Jaworski B. J. On managerial relevance // Journal of Marketing. 2011. Vol. 75. No. 4. P. 211–224. DOI: 10.1509/jmkg.75.4.211
9. Lilien G. L. The B2B knowledge gap // International Journal of Research in Marketing. 2016. Vol. 33. No. 3. Р. 543–556. DOI: 10.1016/j.ijresmar.2016.01.003
10. Adner R., Feiler D. Interdependence, perception and investment choice: an experimental approach to decision making in innovation ecosystems // Organization Science. 2019. Vol. 30. No. 1. P. 109–125. DOI: 10.1287/orsc.2018.1242
11. Неганова В. П. Маркетинг взаимоотношений: механизмы формирования портфеля потребителей / В, П. Неганова // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2012. – № 4 (42). – С. 81–86.
Рецензия
Для цитирования:
Неганов С.А., Неганова В.П. Формирование структуры экосистем с позиции конфигурации взаимодействий субъектов. Экономика и управление. 2022;28(7):684-693. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-7-684-693
For citation:
Neganov S.A., Neganova V.P. Forming ecosystem structure from the perspective of configuration. Economics and Management. 2022;28(7):684-693. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-7-684-693