Менеджмент непрерывного образования взрослых: состояние и перспективы
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-7-636-645
Аннотация
Цель. Определить роль менеджмента в системе непрерывного образования взрослых, а также основные стратегические направления ее развития и совершенствования, особое внимание уделяя дополнительному профессиональному образованию.
Задачи. Провести анализ зарубежных и отечественных научных публикаций, посвященных исследуемой проблеме; изучить практику менеджмента в системе непрерывного образования взрослых в конкретной образовательной организации, особое внимание уделив системе дополнительного профессионального образования; обосновать ключевую роль менеджмента образовательной организации, в том числе компетенций персонала, технологий управления, ориентированности на построение системы менеджмента качества (СМК) в повышении эффективности системы непрерывного образования взрослых; определить ключевые тенденции развития системы непрерывного образования взрослых в стратегической перспективе.
Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена система непрерывного образования взрослых, а также выявлены тенденции, характерные для ее современного состояния и развития, определены основные направления совершенствования.
Результаты. По итогам исследования стало очевидным, что инфраструктура информационных технологий, развитие персонала и менеджмент являются наиболее значимыми факторами для внедрения цифровых медиа в организациях непрерывного образования взрослых. Цифровые и мобильные технологии служат важными ресурсами, поддерживающими самостоятельное обучение специалистов в различных профессиональных сферах. Вместе с тем необходимы гибкие формы образовательных маршрутов для различных групп населения в условиях воздействия изменяющихся социальных факторов развития и возникающих вызовов и угроз, дальнейшая профессионализация персонала во взрослом и непрерывном образовании, ориентированность программ обучения на потребности слушателей с учетом регионального рынка труда, государственная поддержка профессионального обучения и дополнительного профессионального образования наиболее уязвимых категорий граждан.
Выводы. Проведенное исследование позволило определить ключевые тенденции развития системы непрерывного образования взрослых, которые необходимо учитывать с целью совершенствования менеджмента в этой профессиональной сфере.
Об авторах
В. А. ШамаховРоссия
Владимир Александрович Шамахов, доктор экономических наук, советник ректора, научный руководитель
Северо-Западный институт управления — филиал
199178
Средний пр. В. О., д. 57/43
Санкт-Петербург
Л. Г. Каранатова
Россия
Лариса Геннадиевна Каранатова, доктор экономических наук, доцент, декан
Северо-Западный институт управления — филиал
факультет дополнительного профессионального образования
199178
Средний пр. В. О., д. 57/43
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Kozikoglu I., Onur Z. Predictors of lifelong learning: Information literacy and academic self-efficacy // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2019. Vol. 14. No. 4. P. 492–506. DOI: 10.18844/cjes.v11i4.3460
2. Egetenmeyer R., Breitschwerdt L., Lechner R. From ‘traditional professions’ to ‘new professionalism’: A multi-level perspective for analysing professionalisation in adult and continuing education // Journal of Adult and Continuing Education. 2019. Vol. 25. No. 1. P. 7–24. DOI: 10.1177/1477971418814009
3. Bernhard-Skala C. Organisational perspectives on the digital transformation of adult and continuing education: A literature review from a German-speaking perspective // Journal of Adult and Continuing Education. 2019. Vol. 25. No. 2. P. 178–197. DOI: 10.1177/1477971419850840
4. Curran V., Gustafso D. L., Simmons K., Lannon H., Wang C, Garmsiri M. et al. Adult learners’ perceptions of self-directed learning and digital technology usage in continuing professional education: An update for the digital age // Journal of Adult and Continuing Education. 2019. Vol. 25. No. 1. P. 74–93. DOI: 10.1177/1477971419827318
5. Lee Y., Jeong S., Cho D. Assessing adult and continuing education needs in South Korea metropolitan areas using Borich’s needs assessment model // European Journal of Training and Development. 2021. Vol. 45. No. 8/9. P. 832–844. DOI: 10.1108/ejtd-08-2020-0133
6. Midtsundstad T., Nielsen R. A. Lifelong learning and the continued participation of older Norwegian adults in employment // European Journal of Education. 2019. Vol. 54. No. 1. P. 48–59. DOI: 10.1111/ejed.12322
7. Blunt A., Yang B. Factor Structure of the Adult Attitudes Toward Adult and Continuing Education Scale and Its Capacityto Predict Participation Behavior: Evidence for Adoption of a Revised Scale // Adult Education Quarterly. 2002. Vol. 52. No. 4. P. 299–314. DOI: 10.1177/074171302400448627
8. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. I). – Ст. 7598.
9. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года: проект // Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 15. 06. 2022).
10. Чекулаева Ю. А. Актуальные проблемы системы непрерывного образования в Российской Федерации и возможные пути их решения с учетом зарубежного опыта / Ю. А. Чекулаева // Управление образованием: теория и практика. – 2018. – № 1 (29). С. 36–52.
Рецензия
Для цитирования:
Шамахов В.А., Каранатова Л.Г. Менеджмент непрерывного образования взрослых: состояние и перспективы. Экономика и управление. 2022;28(7):636-645. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-7-636-645
For citation:
Shamakhov V.A., Karanatova L.G. Management of adult continuing education: Сurrent state and prospects. Economics and Management. 2022;28(7):636-645. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-7-636-645