Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Трансформация системы розничных платежей в условиях цифровизации

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-606-614

Аннотация

Цель. Выявление ключевых факторов, которые в настоящее время определяют распространение, развитие различных платежных инструментов и которые будут определять их развитие в будущем.
Задачи. Анализ основных представлений о цифровых розничных платежных инструментах в российской и зарубежной экономической науке; выявление факторов, влияющих на появление и развитие платежных инструментов; проведение опроса студентов и преподавателей экономических вузов Санкт-Петербурга относительно платежных инструментов, которые они используют, и факторов выбора инструментов, представление результатов и формулирование выводов.
Методология. Исследование проведено с использованием общенаучных и частнонаучных методов, а также формально-логического подхода. В процессе его подготовки проведен опрос с последующим анализом результатов. Сбор материалов для анализа осуществлялся в крупном российском городе — Санкт-Петербурге, в котором расположено большое число значимых финансовых организаций. Для сбора данных применены возможности Google form. Полученные материалы проанализированы и систематизированы.
Результаты. Выявлены основные факторы, определяющие развитие системы розничных платежей и ее перспективы в условиях повсеместной цифровизации. В их числе, согласно авторской позиции, — минимизация рисков применения платежных инструментов, удобство их использования, нативность — интуитивная понятность, оперативность расчетов, финансовая выгода (наличие бизнес-партнеров банка, получение кешбэка и др.). Остальные факторы оказались менее значимыми с точки зрения пользователей.
Выводы. Факторы, оказывающие воздействие на выбор потребителя при использовании того или иного платежного инструмента, обычно учитывают в совокупности: стремление сократить риски принимают в расчет вместе с удобством, скорость перевода денежных средств — с возможностью получения выгоды. Результаты могут быть полезными для всех финансовых учреждений, которые разрабатывают новые инструменты и сервисы, формируют стратегии продвижения розничных инструментов. Учет предпочтений пользователей позволит поставщикам платежных услуг создавать продукты более высокого качества и разрабатывать эффективные стратегии работы на рынке платежных услуг.

Об авторах

Н. А. Лазарева
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Наталья Алексеевна Лазарева, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международных финансов и бухгалтерского учета

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



И. Г. Зайцева
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Ирина Геннадьевна Зайцева, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры банков, финансовых рынков и страхования

191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32а



Е. М. Звягина
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Елена Михайловна Звягина, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международных финансов и бухгалтерского учета

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Список литературы

1. Стратегия развития национальной платежной системы на 2021–2023 годы. М.: Центральный банк РФ, 2021. 40 с. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120210/strategy_nps_2021-2023.pdf (дата обращения: 08.05.2022).

2. В «Сколково» сообщили, что Россия стала одним из лидеров по распространенности фин- техуслуг // Информационное агентство ТАСС. 2021. 23 ноября. URL: https://tass.ru/ekonomika/12994619 (дата обращения: 08.05.2022).

3. Korobeynikova O. M., Korobeynikov D. A., Popova L. V., Glazova M. V., Kuzmina E. V. Innovations in the retail payment market of Russia // Popkova E. G., Ostrovskaya V. N., Bogoviz A. V., eds. Socio-economic systems: Paradigms for the future. Cham: Springer-Verlag, 2021. P. 421−430. (Studies in systems, decision and control. Vol. 314). DOI: 10.1007/978-3-030-56433-9_44

4. Krivosheya E. The role of financial innovations in consumer behavior in the russian retail payments market // Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 161. 120304. DOI: 10.1016/j.techfore.2020.120304

5. Adhikary A., Diatha K. S., Borah, S. B., Sharma A. How does the adoption of digital payment technologies influence unorganized retailers’ performance? An investigation in an emerging market // Journal of the Academy of Marketing Science. 2021. Vol. 49. No. 5. P. 882–902. DOI: 10.1007/s11747-021-00778-y

6. Sahi A. M., Khalid H., Abbas A. F., Khatib, S. F. A. The evolving research of customer adoption of digital payment: Learning from content and statistical analysis of the literature // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. Vol. 7. No. 4. 230. DOI: 10.3390/joitmc7040230

7. Chaveesuk S., Khalid B., Chaiyasoonthorn W. Digital payment system innovations: A marketing perspective on intention and actual use in the retail sector // Innovative Marketing. 2021. Vol. 17. No. 3. P. 109–123. DOI: 10.21511/im.17(3).2021.09

8. Dimitrova I., Öhman P., Yazdanfar D. Barriers to bank customers’ intention to fully adopt digital payment methods // International Journal of Quality and Service Sciences. 2022. Vol. 14. No. 5. P. 16–36. DOI: 10.1108/IJQSS-03-2021-0045

9. Huterska A., Piotrowska A. I., Szalacha-Jarmużek J. Fear of the covid-19 pandemic and social distancing as factors determining the change in consumer payment behavior at retail and service outlets // Energies: Open Access Journal. 2021. Vol. 14. No. 14. 4191. DOI: 10.3390/en14144191

10. Central Bank Digital Currencies and the Future of Money. London: PWC, 2021. 10 p. URL: https://www.pwc.com/m1/en/media-centre/2021/documents/central-bank-digital-currenciesand-the-future-of-money-part1.pdf (дата обращения: 20.01.2022).

11. Harasim J., Klimontowicz M. Digitalisation as a determinant of new payment methods’ development: The evidence from eurozone and Poland // Paper presented at the Proceedings of the European Conference on Innovation and Entrepreneurship (ECIE). 2021. P. 423–430. DOI: 10.34190/EIE.21.194

12. Семерикова Е. Платежное поведение россиян за границей: что мотивирует и что мешает платить безналично? // Журнал ПЛАС №9-10. 2020. URL: https://plusworld.ru/journal/2020/plus-9-10-2020/platezhnoe-povedenie-rossiyan-za-granitsej-chto-motiviruet-ichto-meshaet-platit-beznalichno/ (дата обращения 20.03.2022).

13. Teng S., Khong K. W. Examining Actual Consumer Usage of E-wallet: A Case Study of Big Data Analytics // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 121. 106778. DOI: 10.1016/j.chb.2021.106778

14. Fleck E. M., Ozlanski M. E. Cash: Never leave home with it? // CASE Journal. 2021. Vol. 17. No. 2. P. 182–201. DOI: 10.1108/TCJ-06-2019-0055

15. Lim S. “Just a tiny chip”: How Mastercard envisions the future of wearable tech // The Drum. 2020. 15 December. URL: https://www.thedrum.com/news/2020/12/15/just-tinychip-how-mastercard-envisions-the-future-wearable-tech (дата обращения: 20.03.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Лазарева Н.А., Зайцева И.Г., Звягина Е.М. Трансформация системы розничных платежей в условиях цифровизации. Экономика и управление. 2022;28(6):606-614. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-606-614

For citation:


Lazareva N.A., Zaytseva I.G., Zvyagina E.M. Transformation of the retail payment system in the context of digitalization. Economics and Management. 2022;28(6):606-614. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-606-614

Просмотров: 331


ISSN 1998-1627 (Print)