Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Потребление в конфуцианстве и современной экономической стратегии КНР

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-563-575

Полный текст:

Аннотация

Цель. Исследовать понятие «потребление» в социально-экономическом аспекте, а также связь между современным потребительским спросом и традиционным для Китая конфуцианским укладом.
Задачи. Определить концепции частного потребления в китайском обществе с точки зрения исторической ретроспективы; изучить процесс влияния конфуцианских идей на современных потребителей в Китайской Народной Республике (КНР).
Методология. Исследование проведено с применением методов анализа, группировки и систематизации. Использован метод синтеза информации из различных источников на китайском и английском языках, применены общенаучные методы индукции и дедукции.
Результаты. Современное китайское правительство прикладывает усилия к развитию потребительского спроса и покупательского потенциала, однако стремление к потреблению не свойственно традиционному укладу жизни китайцев. Конфуцианство, в значительной степени оказавшее влияние на китайское общество, сформировало уникального по своим характеристикам «китайского покупателя» с собственным потребительским поведением и предпочтениями.
Выводы. Воздействие на потребительские привычки и поведение китайцев оказывают несколько факторов: с одной стороны, идеи конфуцианства, которые, прививают китайцам скромность и отказ от показного потребления, с другой — «западные» идеи индивидуализма и гуманизма, поощряющие импульсивные и статусные покупки. Кажущееся противоречие делает из китайцев уникальную группу потребителей со своими особенностями, что требует более детального исследования.

Об авторе

Б. А. Аносов
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН)
Россия

Борис Андреевич Аносов, младший научный сотрудник Сектора экономики и политики Китая

SPIN-код: 3793-5195

117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 23



Список литературы

1. Анохина В. В. Парадоксы традиционализма в цивилизационной динамике современного Китая // Веснік БДУ. Серыя 3. Гісторыя. Эканоміка. Права. 2012. № 1. С. 41–45. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/40851/1/41-45.pdf (дата обращения: 04.01.2022).

2. Борох О. Н. Чэнь Хуаньчжан и его роль в изучении истории китайской экономической мысли на Западе в начале ХХ века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. Вып. 3. С. 514–540. DOI: 10.21638/spbu05.2020.307

3. Ye Tan “The Economic Principles of Confucius and His School” — The Initial Steps in Going Global of Chinese Economics a Hundred Years Ago // Chinese Social Sciences Today. 2010. 26 August.

4. Patrick Low K. C. Materialism, Confucianism and Confucian Values // Educational Research. 2013. Vol. 4. No. 5. P. 403–412. URL: https://www.interesjournals.org/articles/materialism-confucianism-and-confucian-values.pdf (дата обращения: 04.01.2022).

5. Chen Huan-Chang The Economic Principles of Confucius and his School. New York: The Faculty of Political Science of Columbia University, 1911. 756 p.

6. Мартынов Д. Е., Ткаченко А. В. Конфуций, феодализм, социализм, потребление и Великое единение (диссертация Чэнь Хуаньчжана «Экономические принципы Конфуция и его школы») // Ученые записки Отдела Китая Института востоковедения РАН. 2016. Вып. 21. С. 249–265.

7. Сторр У. Селфи. Почему мы зациклены на себе и как на нас это влияет / пер. с англ. М. Леоновича. М.: Индивидуум паблишинг, 2019. 406 с.

8. Мао Цзэдун. Маленькая красная книжица / пер. с кит.; М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. 448 с.

9. Делюсин Л. П. Китай в поисках путей развития. М.: Муравей, 2004. 444 с.

10. Каскарауова А. Традиционализм как основа формирования политической культуры КНР // Вестник Казахского национального университета. Серия востоковедения. 2012. № 1 (58). С. 53–55. URL: https://bulletin-orientalism.kaznu.kz/index.php/1-vostok/article/view/265/262 (дата обращения: 04.01.2022).

11. Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. – XXI в.). М.: Стилсервис, 2009. 701 с.

12. Lardy N. R. China: Toward a Consumption-Driven Growth Path // SSRN Electronic Journal. 2006. DOI: 10.2139/ssrn.2126152

13. Hu Jintao’s report at 17th Party Congress. Сhina Daily. 2007. 15 Oct. URL: https://www.chinadaily.com.cn/china/2007-10/25/content_6225977_5.htm (дата обращения: 04.01.2022).

14. Obama and Hu Jintao to «strengthen ties at all levels» // France24. 2009. 1 апреля. URL: https://www.france24.com/en/20090401-obama-hu-jintao-strengthen-ties-all-levels- (дата обращения: 04.01.2022).

15. Чжан Ханьхуэй: Что такое социализм с китайской спецификой? // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. 2021. 21 мая. URL: https://www.mfa.gov.cn/ce/cerus//rus/sghd/t1877618.htm (дата обращения: 06.01.2022).

16. Си Цзиньпин: социализм с китайской спецификой – единственно верный путь к возрождению китайской нации // Russian.news.cn. 2021. 10 сентября. URL: http://russian.news.cn/2021-10/09/c_1310234141.htm (дата обращения: 06.01.2022).

17. Разъяснение основных статистических показателей // Stats.gov.cn. 2016. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/html/zb06.htm (дата обращения: 06.01.2022).

18. The 13th five-year plan for economic and social development of the People’s Republic of China (2016–2020) // National Development and Reform Commission (NDRC). People´s Republic of China. URL: https://en.ndrc.gov.cn/policies/202105/P020210527785800103339.pdf (дата обращения: 08.01.2022).

19. Outline of the People’s Republic of China 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development and Long-Range Objectives for 2035 // CSET. 2021. 13 May. URL: https://cset.georgetown.edu/wp-content/uploads/t0284_14th_Five_Year_Plan_EN.pdf (дата обращения: 08.01.2022).

20. China – Gross Domestic Savings (% of GDP) // Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com/china/gross-domestic-savings-percent-of-gdp-wb-data.html (дата обращения: 08.01.2022).

21. Li D., Jiang Y., An S., Shen Z., Jin W. The influence of money attitudes on young Chinese consumers’ compulsive buying // Young Consumers: Insight and Ideas for Responsible Marketers. 2009. Vol. 10. No. 2. P. 98–109. DOI: 10.1108/17473610910964688

22. Liao J., Wang L. The Structure of the Chinese Material Value Scale: An Eastern Cultural View // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 1852. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01852

23. Tam L. If you’re Chinese, then being a ‘shameless’ savvy saver is likely to be in your DNA // South China Morning Post. 2018. 26 Mar. URL: https://www.scmp.com/news/hong-kong/community/article/2138956/if-youre-chinese-then-being-shameless-savvy-saver-likely-be (дата обращения: 08.01.2022).

24. China’s Shift Toward Consumer-Driven Economy Is Set to Slow // Bloomberg. 2021. 28 Mar. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-03-29/china-s-shift-toward-consumer-driven-economy-is-set-to-slow (дата обращения: 09.01.2022).

25. GDP per capita (current US$) – China // World Bank Group. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?locations=CN (дата обращения: 16.01.2022).

26. China: Reaching the consumer // Santander. URL: https://santandertrade.com/en/portal/analyse-markets/china/reaching-the-consumers (дата обращения: 16.01.2022).

27. Nelson С. Understanding Chinese Consumers // China Business Review. 2011. 1 July. URL: https://www.chinabusinessreview.com/understanding-chinese-consumers/ (дата обращения: 16.01.2022).

28. Wang C. L., Lin X. Migration of Chinese Consumption Values: Traditions, Modernization, and Cultural Renaissance // Journal of Business Ethics. 2009. Vol. 88. P. 399–409. DOI: 10.1007/s10551-009-0308-5

29. Windle С. China luxury industry prepares for boom // BBC News. 2005. 27 Sept. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/business/4271970.stm (дата обращения: 16.01.2022).

30. Lannes B., Zhang С. China’s Unstoppable 2020 Luxury Market // Bain & Company. 2020. URL: https://www.bain.com/globalassets/noindex/2020/bain_report_chinas_unstoppable_2020_luxury-market.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

31. Ip K. Explainer | China’s luxury goods market: how big is it, and what impact has the coronavirus pandemic had? // South China Morning Post. 2021. 6 Nov. URL: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3154985/chinas-luxury-goods-market-how-big-itand- what-impact-has (дата обращения: 22.01.2022).

32. Wouters I., Sham K. The new faces of Chinese luxury shoppers // Oliver Wyman. 2021. URL: https://www.oliverwyman.com/content/dam/oliver-wyman/v2/publications/2021/dec/the-new-faces-of-chinese-luxury-shoppers.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

33. The Fourteenth Five-Year Plan for the National Economic and Social Development of the People’s Republic of China and the Outline of Long-term Goals for 2035 // Правительство КНР: офиц. сайт. 2021. 13 Mar. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm (дата обращения: 25.01.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Аносов Б.А. Потребление в конфуцианстве и современной экономической стратегии КНР. Экономика и управление. 2022;28(6):563-575. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-563-575

For citation:


Anosov B.A. Consumption in Confucianism and China’s modern economic strategy. Economics and Management. 2022;28(6):563-575. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-563-575

Просмотров: 31


ISSN 1998-1627 (Print)