Потребление в конфуцианстве и современной экономической стратегии КНР
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-563-575
Аннотация
Цель. Исследовать понятие «потребление» в социально-экономическом аспекте, а также связь между современным потребительским спросом и традиционным для Китая конфуцианским укладом.
Задачи. Определить концепции частного потребления в китайском обществе с точки зрения исторической ретроспективы; изучить процесс влияния конфуцианских идей на современных потребителей в Китайской Народной Республике (КНР).
Методология. Исследование проведено с применением методов анализа, группировки и систематизации. Использован метод синтеза информации из различных источников на китайском и английском языках, применены общенаучные методы индукции и дедукции.
Результаты. Современное китайское правительство прикладывает усилия к развитию потребительского спроса и покупательского потенциала, однако стремление к потреблению не свойственно традиционному укладу жизни китайцев. Конфуцианство, в значительной степени оказавшее влияние на китайское общество, сформировало уникального по своим характеристикам «китайского покупателя» с собственным потребительским поведением и предпочтениями.
Выводы. Воздействие на потребительские привычки и поведение китайцев оказывают несколько факторов: с одной стороны, идеи конфуцианства, которые, прививают китайцам скромность и отказ от показного потребления, с другой — «западные» идеи индивидуализма и гуманизма, поощряющие импульсивные и статусные покупки. Кажущееся противоречие делает из китайцев уникальную группу потребителей со своими особенностями, что требует более детального исследования.
Об авторе
Б. А. АносовРоссия
Борис Андреевич Аносов, младший научный сотрудник Сектора экономики и политики Китая
SPIN-код: 3793-5195
117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 23
Список литературы
1. Анохина В. В. Парадоксы традиционализма в цивилизационной динамике современного Китая // Веснік БДУ. Серыя 3. Гісторыя. Эканоміка. Права. 2012. № 1. С. 41–45. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/40851/1/41-45.pdf (дата обращения: 04.01.2022).
2. Борох О. Н. Чэнь Хуаньчжан и его роль в изучении истории китайской экономической мысли на Западе в начале ХХ века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. Вып. 3. С. 514–540. DOI: 10.21638/spbu05.2020.307
3. Ye Tan “The Economic Principles of Confucius and His School” — The Initial Steps in Going Global of Chinese Economics a Hundred Years Ago // Chinese Social Sciences Today. 2010. 26 August.
4. Patrick Low K. C. Materialism, Confucianism and Confucian Values // Educational Research. 2013. Vol. 4. No. 5. P. 403–412. URL: https://www.interesjournals.org/articles/materialism-confucianism-and-confucian-values.pdf (дата обращения: 04.01.2022).
5. Chen Huan-Chang The Economic Principles of Confucius and his School. New York: The Faculty of Political Science of Columbia University, 1911. 756 p.
6. Мартынов Д. Е., Ткаченко А. В. Конфуций, феодализм, социализм, потребление и Великое единение (диссертация Чэнь Хуаньчжана «Экономические принципы Конфуция и его школы») // Ученые записки Отдела Китая Института востоковедения РАН. 2016. Вып. 21. С. 249–265.
7. Сторр У. Селфи. Почему мы зациклены на себе и как на нас это влияет / пер. с англ. М. Леоновича. М.: Индивидуум паблишинг, 2019. 406 с.
8. Мао Цзэдун. Маленькая красная книжица / пер. с кит.; М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. 448 с.
9. Делюсин Л. П. Китай в поисках путей развития. М.: Муравей, 2004. 444 с.
10. Каскарауова А. Традиционализм как основа формирования политической культуры КНР // Вестник Казахского национального университета. Серия востоковедения. 2012. № 1 (58). С. 53–55. URL: https://bulletin-orientalism.kaznu.kz/index.php/1-vostok/article/view/265/262 (дата обращения: 04.01.2022).
11. Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. – XXI в.). М.: Стилсервис, 2009. 701 с.
12. Lardy N. R. China: Toward a Consumption-Driven Growth Path // SSRN Electronic Journal. 2006. DOI: 10.2139/ssrn.2126152
13. Hu Jintao’s report at 17th Party Congress. Сhina Daily. 2007. 15 Oct. URL: https://www.chinadaily.com.cn/china/2007-10/25/content_6225977_5.htm (дата обращения: 04.01.2022).
14. Obama and Hu Jintao to «strengthen ties at all levels» // France24. 2009. 1 апреля. URL: https://www.france24.com/en/20090401-obama-hu-jintao-strengthen-ties-all-levels- (дата обращения: 04.01.2022).
15. Чжан Ханьхуэй: Что такое социализм с китайской спецификой? // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. 2021. 21 мая. URL: https://www.mfa.gov.cn/ce/cerus//rus/sghd/t1877618.htm (дата обращения: 06.01.2022).
16. Си Цзиньпин: социализм с китайской спецификой – единственно верный путь к возрождению китайской нации // Russian.news.cn. 2021. 10 сентября. URL: http://russian.news.cn/2021-10/09/c_1310234141.htm (дата обращения: 06.01.2022).
17. Разъяснение основных статистических показателей // Stats.gov.cn. 2016. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/html/zb06.htm (дата обращения: 06.01.2022).
18. The 13th five-year plan for economic and social development of the People’s Republic of China (2016–2020) // National Development and Reform Commission (NDRC). People´s Republic of China. URL: https://en.ndrc.gov.cn/policies/202105/P020210527785800103339.pdf (дата обращения: 08.01.2022).
19. Outline of the People’s Republic of China 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development and Long-Range Objectives for 2035 // CSET. 2021. 13 May. URL: https://cset.georgetown.edu/wp-content/uploads/t0284_14th_Five_Year_Plan_EN.pdf (дата обращения: 08.01.2022).
20. China – Gross Domestic Savings (% of GDP) // Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com/china/gross-domestic-savings-percent-of-gdp-wb-data.html (дата обращения: 08.01.2022).
21. Li D., Jiang Y., An S., Shen Z., Jin W. The influence of money attitudes on young Chinese consumers’ compulsive buying // Young Consumers: Insight and Ideas for Responsible Marketers. 2009. Vol. 10. No. 2. P. 98–109. DOI: 10.1108/17473610910964688
22. Liao J., Wang L. The Structure of the Chinese Material Value Scale: An Eastern Cultural View // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 1852. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01852
23. Tam L. If you’re Chinese, then being a ‘shameless’ savvy saver is likely to be in your DNA // South China Morning Post. 2018. 26 Mar. URL: https://www.scmp.com/news/hong-kong/community/article/2138956/if-youre-chinese-then-being-shameless-savvy-saver-likely-be (дата обращения: 08.01.2022).
24. China’s Shift Toward Consumer-Driven Economy Is Set to Slow // Bloomberg. 2021. 28 Mar. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-03-29/china-s-shift-toward-consumer-driven-economy-is-set-to-slow (дата обращения: 09.01.2022).
25. GDP per capita (current US$) – China // World Bank Group. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?locations=CN (дата обращения: 16.01.2022).
26. China: Reaching the consumer // Santander. URL: https://santandertrade.com/en/portal/analyse-markets/china/reaching-the-consumers (дата обращения: 16.01.2022).
27. Nelson С. Understanding Chinese Consumers // China Business Review. 2011. 1 July. URL: https://www.chinabusinessreview.com/understanding-chinese-consumers/ (дата обращения: 16.01.2022).
28. Wang C. L., Lin X. Migration of Chinese Consumption Values: Traditions, Modernization, and Cultural Renaissance // Journal of Business Ethics. 2009. Vol. 88. P. 399–409. DOI: 10.1007/s10551-009-0308-5
29. Windle С. China luxury industry prepares for boom // BBC News. 2005. 27 Sept. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/business/4271970.stm (дата обращения: 16.01.2022).
30. Lannes B., Zhang С. China’s Unstoppable 2020 Luxury Market // Bain & Company. 2020. URL: https://www.bain.com/globalassets/noindex/2020/bain_report_chinas_unstoppable_2020_luxury-market.pdf (дата обращения: 22.01.2022).
31. Ip K. Explainer | China’s luxury goods market: how big is it, and what impact has the coronavirus pandemic had? // South China Morning Post. 2021. 6 Nov. URL: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3154985/chinas-luxury-goods-market-how-big-itand- what-impact-has (дата обращения: 22.01.2022).
32. Wouters I., Sham K. The new faces of Chinese luxury shoppers // Oliver Wyman. 2021. URL: https://www.oliverwyman.com/content/dam/oliver-wyman/v2/publications/2021/dec/the-new-faces-of-chinese-luxury-shoppers.pdf (дата обращения: 22.01.2022).
33. The Fourteenth Five-Year Plan for the National Economic and Social Development of the People’s Republic of China and the Outline of Long-term Goals for 2035 // Правительство КНР: офиц. сайт. 2021. 13 Mar. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm (дата обращения: 25.01.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Аносов Б.А. Потребление в конфуцианстве и современной экономической стратегии КНР. Экономика и управление. 2022;28(6):563-575. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-563-575
For citation:
Anosov B.A. Consumption in Confucianism and China’s modern economic strategy. Economics and Management. 2022;28(6):563-575. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-6-563-575