Экспортный потенциал рынка образовательных услуг Приморского края и стратегические пути его использования
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-4-369-376
Аннотация
Цель. Исследовать современные подходы к развитию экспорта образовательных услуг, а также практики управления этим процессом в российском Приморье, обосновать принципиальную схему его государственной поддержки на региональном уровне.
Задачи. Обобщить теоретические представления о современных моделях экспорта образовательных услуг и провести анализ принимаемых в России концепций, программ для его развития в среднесрочной перспективе; выявить и систематизировать тенденции и проблемы развития экспорта услуг высшего образования в Приморском крае за последние десять лет гражданам приграничных провинций Китайской Народной Республики (КНР); разработать принципиальную схему государственной поддержки экспорта образовательных услуг на региональном уровне и модель стратегических направлений этого процесса на уровне университета.
Методология. В рамках принятой гипотезы исследования с применением методов системного, структурного и функционального анализа в строгой логической последовательности, с использованием большого массива теоретических и фактологических данных решены поставленные задачи.
Результаты. Определена устойчивая динамика развития экспорта услуг высшего образования в КНР в допандемийный период. Авторами обоснована проблема управления этим процессом на макро- и микроуровнях, при обострении конкуренции на рынках международных образовательных услуг. Предложена принципиальная схема государственной поддержки экспорта образовательных услуг.
Выводы. Проведенные исследования и полученные результаты служат организационно-методической основой для осуществления более эффективной политики развития экспорта образовательных услуг в приграничных с КНР российских регионах.
Об авторах
А. П. ЛаткинРоссия
Alexander P. Latkin, D.Sci., Ph.D. in Economics, Professor, Head of the Institute of Training of Highly Qualified Personnel
41 Gogol Str., Vladivostok 690014, Russia
Бин Ван
Россия
Wang Bing, PhD student of the Department of Economics and Management
41 Gogol Str., Vladivostok 690014, Russia
Список литературы
1. Миронова С. В., Тимченко Н. С. Экспорт высшего образования в России: обзор теоретических подходов и практических решений // Социодинамика. 2020. № 11. С. 65–80. DOI: 10.25136/2409–7144.2020.11.33940
2. Кузьмина В. М., Галигузов В. И. Направления и формы экспорта образовательных услуг Российской Федерации в КНР // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11. № 3. С. 111–124.
3. Краснова Г. А., Байков А. А., Арапова Е. Я. Модель экспорта образования: внутренняя интернационализация // Аккредитация в образовании. 2017. № 8 (100). С. 31–34.
4. Краснова Г. А., Байков А. А., Арапова Е. Я. Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов // Аккредитация в образовании. 2018. № 4 (104). С. 50–52.
5. Нагорнова М. Г. Зарубежный опыт экспорта высшего образования // Экономика и социум. 2020. № 7 (74). С. 610–613.
6. Лучко О. Н., Патласов О. Ю., Мухаметдинова С. Х. Проектирование системы экспорта образовательных услуг в приграничном регионе России на основе анализа образовательной миграции // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 478–491. DOI: 10.32744/ pse.2019.2.36
7. Артемова П. В., Потоцкая Е. Д. Организационно-экономические механизмы развития экспорта российского образования // Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С. 32–36.
8. Медяник Е. И. Взаимодействие России и Китая в области подготовки бакалавров и магистров // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2018. № 1 (11). C. 68–85. DOI: 10.28995/2073-6339-2018-1-68-85
9. Чжао Дань. Проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества КНР и России в сфере высшего образования в условиях вызовов глобализации // Caucasian Science Bridge. 2019. Т. 2. № 4 (6). С. 10–16.
10. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 г.: указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consul tant.ru/document /cons_ doc_LAW_23254/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139/ (дата обращения: 20.03.2022).
11. Ван Бин. Теоретико-методические подходы к оценке экономического эффекта экспорта образовательных услуг // Экономика и предпринимательство. 2021. № 12. С. 1309–1311.
12. Латкин А. П., Ван Бин. Инновационные подходы к управлению российско-китайскими образовательными проектами // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8–2. С. 1065–1067.
13. Латкин А. П., Ван Бин. Методика анализа и планирования инновационных росийскокитайских образовательных проектов // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 78–82.
14. Бин Ван. Политическая целесообразность развития международных образовательных проектов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3 (ч. 2). С. 1159–1161.
Рецензия
Для цитирования:
Латкин А.П., Ван Б. Экспортный потенциал рынка образовательных услуг Приморского края и стратегические пути его использования. Экономика и управление. 2022;28(4):369-376. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-4-369-376
For citation:
Latkin A.P., Wang B. Export endowments of the educational services market of the Primorsky Territory and strategic ways of its use. Economics and Management. 2022;28(4):369-376. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-4-369-376