Креативное мышление как элемент Soft Skills специалиста индустрии событий
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-3-267-280
Аннотация
Цель. Комплексный анализ проблемы внедрения отдельной компетенции «креативное мышление» — необходимого элемента soft skills — в результаты освоения учебных дисциплин для повышения ресурса развития сервисного предприятия на примере индустрии событий как части креативной индустрии.
Задачи. Исследование соотношения индустрии событий и креативных индустрий; обоснование важности креативного мышления для специалиста индустрии событий и необходимости внедрения обучения креативному мышлению в образовательные практики при освоении направления «конгрессно-выставочная деятельность».
Методология. Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области креативности и ее использования в качестве ресурса развития предприятий. Авторами статьи применены такие виды анализа, как компаративный (сравнение подходов, идей, опыта разных стран в области исследования состава креативных индустрий), герменевтический (интерпретация различных аспектов, связанных с анализом потребностей образовательных практик в развитии креативного мышления) и системный.
Результаты. Основная проблема исследования обусловлена современными тенденциями развития креативной экономики и индустрии событий как ее элемента. Формализованного рынка креативных индустрий с четкими формами, правилами и субъектами в России сегодня не существует. Отсутствуют законодательная база, структурированные правовые и финансовые механизмы поддержки и развития креативных индустрий. Данная ситуация складывается из-за того, что существует проблема-первоисточник: креативные индустрии неочевидно рассредоточены между секторами российской экономики. В контексте исследования рассмотрена и проблема, связанная с понятием «креативная индустрия», его содержанием и пределами, недостаточной проработанностью вопросов об обосновании места индустрии событий и ее принадлежности к креативным индустриям, отсутствии теоретических и практических разработок в области изучения креативного мышления при подготовке специалистов для индустрии событий. Настоящее исследование служит предпосылкой для пересмотра роли и значения развития навыка креативного мышления как обязательного элемента обучения по направлениям подготовки кадров для ивент-индустрии. Результаты исследования характеризуются возможностями для подготовки прикладных решений проблемы развития навыков креативности на современном этапе продвижения индустрии событий в России как динамично развивающейся отрасли, необходимости повышения ее вклада в национальную экономику. В частности, выявлены главные признаки отнесения индустрии событий к креативным индустриям в современной трактовке содержания этого понятия, выполнена оценка необходимости выделения креативного мышления в отдельную компетенцию для обучения по направлениям в области индустрии событий.
Выводы. Выявлена особая роль креативного мышления и обоснована необходимость выделения отдельной компетенции «креативное мышление», рассмотрения ее как неотъемлемой составляющей результатов освоения большей части дисциплин профессионального цикла в рамках подготовки специалистов для индустрии событий. Это, согласно авторской позиции, будет способствовать минимизации разрыва между потребностями рынка и сущностью текущих образовательных программ, а также комплексному формированию искомых «опережающих профессиональных компетенций» и «навыков будущего».
Об авторах
К. И. ДеревянкоРоссия
Ксения Игоревна Деревянко, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса и туризма
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
В. П. Орловская
Россия
Виктория Петровна Орловская, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры сервисной и конгрессно-выставочной деятельности
191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32
И. Г. Филиппова
Россия
Инга Георгиевна Филиппова, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой сервиса и туризма
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Список литературы
1. ICCA Statistics Report 2019. Amsterdam: International Congress and Convention Association (ICCA), 2020. 68 p. URL: https://www.iccaworld.org/dcps/doc.cfm?docid=2396 (дата обращения: 20.12.2021).
2. ICCA Annual Statistics Study 2020. Amsterdam: International Congress and Convention Association (ICCA), 2020. 25 p. URL: https://www.iccaworld.org/cnt/Research/ICCA%20Statistics%20Study%202020_270521_Final.pdf (дата обращения: 16.12.2021).
3. Национальное конгресс-бюро: офиц. сайт. URL: https://russiacb.com/ (дата обращения: 16.12.2021).
4. Конягина М. Н., Громова Д. О., Полякова А. А. Поддержка конгрессно-выставочной деятельности региона: опыт Санкт-Петербурга // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 30 (4). С. 76–83. DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10395
5. Кострюкова О. Н., Иванкова П. В., Михайлова К. В. Факторы развития конгрессно-выставочной инфраструктуры в современных городах // Управление экономическими системами: электр. науч. журнал. 2019. № 4 (122). С. 49.
6. Кострюкова О. Н., Михайлова К. В., Хорева Л. В. Конгрессно-выставочная деятельность как драйвер роста вклада услуг делового туризма в экономику дестинации: организационно-экономическая и кадровая составляющие // Управление экономическими системами: электр. науч. журнал. 2018. № 11 (117). С. 24.
7. Maksimovskaya (Nikitina) O. Convention and Exhibition Industry: Digitalization and Strategic Leadership During the COVID-19 Crisis and After the Pandemic // Legal Regulation of the Digital Economy and Digital Relations: Problems and Prospects of Development (LARDER 2020). Proceedings of the 1 st International Scientific Conference (Prague, Oct.22-23, 2020). Dordrecht: Atlantis Press, 2020. P. 215220. (Advances in Economics, Business and Management Research). DOI: 10.2991/aebmr.k.210318.035
8. Sava D. C. The festivals-the exploitation of the creative economy through cultural activities// Emerging Markets Economics and Business: Contributions of Young Researchers. Proceedings of the 8 th Conference of Doctoral Students in Economic Sciences. Oradea: Oradea University Press, 2017. P. 118–121. URL: https://www.researchgate.net/publication/323966329 (дата обращения: 20.12.2021).
9. Jackson C., Morgan J., Laws C. Creativity in events: the untold story // International Journal of Event and Festival Management. 2018. Vol. 9. No. 1. P. 2–19. DOI: 10.1108/IJEFM-10-2017-0062
10. DCMS Creative Industries Mapping Documents 2001 // Gov.uk. 2001. April 9. URL: https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-2001 (дата обращения: 20.12.2021).
11. Краткий словарь терминов и ключевых понятий ивент индустрии. Индустрия встреч. СПб.: НП-Принт, 2018. 148 с.
12. Стуглев А. А., Ходько С. Т., Любенова А. М. Креативная экономика и индустрия событий. Значение для экономики города // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 1. С.117–136. DOI: 10.18334/ce.15.2.111544
13. Mapping the Creative Industries: A Toolkit. London: The British Council; 2010. 33 p. (British Council’s Creative and Cultural Economy Series). URL: https://creativeconomy.britishcouncil.org/media/uploads/files/English_mapping_the_creative_industries_a_toolkit_2-2.pdf (дата обращения: 23.12.2021).
14. Креативная экономика Москвы в цифрах / под ред. Л. М. Гохберга. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2021. 108 с.
15. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005. № 4 (25). С. 168 169. URL: https://strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-indus-trii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii (дата обращения: 20.12.2021).
16. Мальцева Е. С. Креативная индустрия в российской экономике // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 1.
17. Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396332/ (дата обращения: 23.12.2021).
18. В России создана Федерация креативных индустрий // Российское Авторское общество (РАО). 2021. 26 февраля. URL: https://rao.ru/v-rossii-sozdana-federatsiya-kreativnyh-industrij/ (дата обращения: 23.12.2021).
19. Креативный импульс для науки и инноваций // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2021. 14 декабря. URL: https://issek.hse.ru/news/541873047.html (дата обращения: 20.12.2021).
20. Лапин Н. М. Креативность как инновационный ресурс развития экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2008. 24 с.
21. Деревянко К. И., Орловская В. П. Креативность как ресурс развития предприятия сервиса (на примере event-агентств) // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 9 (179). С.957–968. DOI: 10.35854/1998-1627-2020-9-957-968
22. Puccio G. J., Mance M., Murdock M. Creative Leadership: Skills that drive change. Los Angeles, CA: SAGE Publications, Inc., 2010. 376 p.
23. Формирование навыков креативного мышления у студентов при изучении философии, логики: конспект лекций для студентов всех специальностей / под общ. ред. А. И. Лойко. Мн.: Белорусский национальный технический университет, 2015. 80 с.
24. Taylor C. W. Various approaches to and definitions of creativity // The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives / ed. R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 99–121.
25. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives / ed. R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 43–75.
Рецензия
Для цитирования:
Деревянко К.И., Орловская В.П., Филиппова И.Г. Креативное мышление как элемент Soft Skills специалиста индустрии событий. Экономика и управление. 2022;28(3):267-280. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-3-267-280
For citation:
Derevyanko K.I., Orlovskaya V.P., Filippova I.G. Creative thinking as a soft skill of an event industry specialist. Economics and Management. 2022;28(3):267-280. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-3-267-280