Декарбонизация экономики: анализ проблематики с учетом региональной специфики и необходимости развития системы образования
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-3-219-225
Аннотация
Цель. Осуществить анализ проблематики процесса декарбонизации экономики во взаимосвязи с региональной спецификой и развитием системы образования Российской Федерации (РФ).
Задачи. Рассмотреть понятие «декарбонизация экономики»; изложить аргументы в пользу необходимости декарбонизации, осуществляемой на основе системного подхода, с учетом руководящей роли Министерства науки и высшего образования РФ и необходимости вовлечения в контур решения проблемы высших учебных заведений и учреждений науки.
Методы. С помощью общих научных методов познания, методов анализа и синтеза, с применением системного подхода выявлены основные проблемы декарбонизации, в том числе с точки зрения экологической и экономической безопасности нашей страны.
Результаты. Низкоуглеродная экономика, карбоновые налоги, секвестрационная индустрия — это тенденции, которые, по-видимому, будут определять человеческое развитие в ближайшие 50 лет в мире. Сохранение окружающей среды должно быть необходимым условием развития цивилизации, но не должно базироваться на поверхностных, в недостаточной степени научно обоснованных решениях. Решение проблем декарбонизации требует целенаправленного воздействия на окружающую среду, чтобы эффективно и последовательно снижалась на нее нагрузка. В этой связи актуальны исследования, проводимые в России под эгидой Министерства науки и высшего образования РФ. На экспертный центр Минобрнауки России по карбоновым полигонам возложена миссия медиатора, объединяющего деятельность учебных и научных учреждений. Этот центр также является разработчиком стратегии монетизации секвестрационного потенциала образованных в регионах карбоновых полигонов. На них создают территории с уникальной экосистемой для реализации мер контроля климатических активных газов при участии университетов и научных организаций. Появились первые элементы национальной системы учета парниковых газов. Это, в свою очередь, не только повысит обоснованность проведения политики в области декарбонизации, но и позволит регионам достигать социальных эффектов.
Выводы. В настоящее время, при реализациях проектов декарбонизации, необходимым становится развитие существующих и открытие новых карбоновых полигонов, операторами которых выступят высшие учебные заведения и учреждения науки, при усилении роли учреждений науки. Это позволит систематически осуществлять декарбонизацию экономики с учетом специфики и особенностей регионов, при взаимодействии с региональными властями и при широком общественном обсуждении.
Об авторах
А. Д. ШматкоРоссия
Алексей Дмитриевич Шматко, доктор экономических наук, профессор, профессор Российской академии образования, почетный работник науки и высоких технологий РФ, директор Института проблем региональной экономики Российской академии наук
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38
Б. П. Ивченко
Россия
Борис Павлович Ивченко, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой экономики, организации и управления производством
190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1
Список литературы
1. Исследование проблем и тенденций развития высшего образования в современной России: сборник науч. тр. / авт.-сост. Г. А. Бордовский, А. Д. Шматко. СПб.: ИПЦ Северо-Западного института управления РАНХиГС, 2021. 308 с.
2. Ивченко Б. П., Шамахов В. А Обеспечение национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации: монография. СПб.: ИПЦ Северо-Западного института управления РАНХиГС, 2019. 156 с.
3. Назаров В., Краснов О., Медведева Л Арктический нефтегазоносный шельф России на этапе смены мирового энергетического базиса // Энергетическая политика. 2021. № 7 (161). С. 70–85. DOI: 10.46920/2409-5516_2021_7161_70
4. Ампилов Ю. П Новые вызовы для российской нефтегазовой отрасли в условиях санкций и низких цен на нефть // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2017. № 2. С. 38–50.
5. Назаров В. И., Григорьев Г. А., Краснов О. С., Медведева Л. В. Экономическая оценка углеводородной сырьевой базы арктического шельфа России // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2021. Т. 16. № 1. DOI: 10.17353/2070-5379/9_2021
6. Толстоухова Н Освоение российского шельфа // Морские вести России. 2021. 22 июня. URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1691/90216/ (дата обращения: 20.02.2022).
7. Полякова И. А., Борукаев Г. Ч Геофизические и литолого-геохимические предпосылки нефтегазоносности глубоководных и шельфовых бассейнов российской Восточной Арктики // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2018. Т. 13. № 2. С. 9. DOI: 10.17353/2070-5379/17_2018
8. Лобковский Л. И. Метановое дыхание Арктики // Редкие zемли. 2018. 26 января. URL: http://rareearth.ru/ru/pub/20180126/03692.html (дата обращения: 20.02.2022).
9. Слепцова М. Н. Оценка прогнозных ресурсов углеводородов Северо-Восточного арктического шельфа России // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. №10-2 (76).
10. Карбоновые полигоны Российской Федерации. URL: https://carbon-polygons.ru/ (дата обращения: 20.02.2022).
11. Бордовский Г. А., Шматко А. Д. Влияние пандемии COVID-19 на различные уровни образования // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 872–877. DOI: 10.35854/1998-1627-2021-11-872-877
Рецензия
Для цитирования:
Шматко А.Д., Ивченко Б.П. Декарбонизация экономики: анализ проблематики с учетом региональной специфики и необходимости развития системы образования. Экономика и управление. 2022;28(3):219-225. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-3-219-225
For citation:
Shmatko A.D., Ivchenko B.P. Decarbonization of the economy: problem analysis with allowance for regional specifics and the need to develop the educational system. Economics and Management. 2022;28(3):219-225. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-3-219-225