Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Формализация региональных стратегий с учетом перспективных последствий взаимодействия внутренних и внешних компонентов региональных социально-экономических систем

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-858-871

Аннотация

Цель. Определить методологический подход к формализации региональных стратегий с учетом перспективных преимуществ от взаимодействия внутренних и внешних компонентов региональных социально-экономических систем для национальной экономики.
Задачи. Выявить сущность стратегического управления региональным развитием на основе анализа внутренних процессов взаимодействия подсистем, компонентов и элементов региона как сложной социально-экономической системы; сравнить особенности функционирования и взаимодействия административно-территориальных единиц в плановой и рыночной экономиках; обосновать принципы взаимовыгодного межрегионального взаимодействия, а также необходимость повышения надрегиональной экономической эффективности ввиду учета в процессе рационального стратегического планирования перспективных последствий межрегионального взаимодействия; дать определение понятия стратегического управления региональными социально-экономическими системами и сформулировать подход к формированию процесса такого управления.
Методология. Исследование выполнено с применением общенаучных методов, в частности системного анализа, синтеза, индукции и дедукции, детализации и обобщения, моделирования.
Результаты. В качестве базового блока организационного механизма стратегического управления функционированием и развитием региональных социально-экономических систем концептуализирован процесс формирования и координации региональных стратегий. Предложена системная схема, учитывающая участие трех иерархических уровней управления (федерального, межрегионального, регионального), каждый из которых, действуя на соответствующем горизонте абстракции, вносит присущие ему критически важные аспекты рационального планирования национального пространственного развития. Показано, что в условиях стратегического планирования межрегионального взаимодействия на надрегиональном уровне целесообразна разработка многорегиональных, полиотраслевых компьютерных моделей, обеспечивающих достижение состояния взаимодействия, близкого к экономическому равновесию, что предопределяет возможность будущего функционирования национальной экономики с использованием планового принципа, применяемого на качественно новой основе.
Выводы. Система стратегического управления развитием и взаимодействием регионов должна представлять собой многоуровневый, иерархически упорядоченный механизм формирования и реализации стратегического плана пространственного развития страны. Такая система должна быть направлена на функциональное поддержание социального и экономического, планового и конкурентного баланса между национальной целесообразностью, задаваемой государственными стратегическими приоритетами, и независимыми региональными ориентирами развития: с одной стороны, не вырождаясь при этом в бюрократический формализм при создании региональных концепций развития, с другой — не превращаясь в  постоянную конкурентную борьбу разнонаправленных интересов регионов. Целесообразно формирование комплексного (надрегионального) подхода к стратегическому управлению регионами как региональными социально-экономическими системами, основанного на концептуальном организационно-управленческом механизме их функционирования и развития. Этот подход должен быть направлен на достижение планируемой надрегиональной эффективности (социально-экономического баланса) при задействовании не проявившихся в настоящее время перспективных межрегиональных синергетических и агломерационных эффектов от использования межрегиональной (национальной) инфраструктуры, научно обоснованной реализации абсолютных и относительных региональных преимуществ, осуществляемой в процессе определения и планирования на федеральном уровне перспективной региональной специализации, размещения и развития территориальных ядер межотраслевых кластеров как исходных точек роста создаваемой в масштабах национальной экономики оптимально сбалансированной кристаллической решетки пространственного развития, реализации межрегионального взаимодействия расчетного количества и качества, математически обоснованного с учетом анализа потребностей межрегионального и межотраслевого обмена, внутрии  межсистемных структур, элементов, коммуникативных взаимосвязей, динамики и стадии жизненного цикла отраслей, организаций, способности адаптации к изменениям внешней среды входящих в систему регионов.

Об авторах

П. А. Булочников
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Россия

Булочников Павел Андреевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии

191119, Санкт-Петербург, Правды ул., д. 13



А. Д. Евменов
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Россия

Евменов Александр Дмитриевич - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии, исполняющий обязанности ректора

191119, Санкт-Петербург, Правды ул., д. 13



Список литературы

1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ИД Высшей школы экономики, 2004. 495 с.

2. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/ (дата обращения: 20.09.2021).

3. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 20.09.2021).

4. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 20.09.2021).

5. Послание Президента Федеральному Собранию: послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382666/ (дата обращения: 20.09.2021).

6. Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года: распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2018 г. № 2101-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308743/ (дата обращения: 15.09.2021).

7. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Администрация Президента России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 15.09.2021).

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 15.09.2021).

9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года // Министерство экономического развития РФ: офиц. сайт. 2018. 28 ноября. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2036_goda.html (дата обращения: 15.09.2021).

10. Булочников П. А. Анализ эффективности формирования стратегии развития региона // Петербургский экономический журнал. 2021. № 1. С. 51–59. DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10057

11. Булочников П. А., Лавров В. В. Сравнительный анализ качества управления субъектами Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1. С. 92–100.

12. Булочников П. А. Концептуальные аспекты стратегического управления развитием регионов // Экономика и управление. 2019. № 10 (168). С. 50–56. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-10-50-56

13. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: утв. Минэкономразвития РФ 26 декабря 2008 г. № 20615-ак/д19 // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113283/ (дата обращения: 15.09.2021).

14. О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года: закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. № 771-164 // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=207288#8HdcuoSFst72oqQF (дата обращения: 15.09.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Булочников П.А., Евменов А.Д. Формализация региональных стратегий с учетом перспективных последствий взаимодействия внутренних и внешних компонентов региональных социально-экономических систем. Экономика и управление. 2021;27(11):858-871. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-858-871

For citation:


Bulochnikov P.A., Evmenov A.D. Formalization of Regional Strategies with Allowance for the Long-Term Consequences of the Interaction between Internal and External Components of Regional Socio-Economic Systems. Economics and Management. 2021;27(11):858-871. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-858-871

Просмотров: 278


ISSN 1998-1627 (Print)