Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Цифровая трансформация деятельности субъектов малого бизнеса в контексте экономической безопасности

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-8-654-666

Аннотация

Цель. Разработать рекомендации по совершенствованию действующих механизмов адаптации субъектов малого бизнеса к условиям неопределенности внешней среды, связанным с процессами цифровизации экономики.
Задачи. Выполнить анализ действующих механизмов адаптации малых предприятий к условиям неопределенности; обосновать связь между цифровизацией бизнес-процессов и обеспечением экономической безопасности предприятия; предложить авторский подход к содержанию механизма адаптации субъектов малого бизнеса к процессам цифровизации.
Методика. Автором использованы общенаучные и специально-научные методы и приемы. В числе общенаучных методов — анализ и синтез, сравнение и обобщение, моделирование, изучение литературы, наблюдение и экспертные оценки. Среди специально-научных методов — факторный анализ, анализ процессов.
Результаты. Обосновано внедрение цифровых инструментов «Индустрии 4.0» и поэтапного процесса цифровизации субъектов малого бизнеса в виде авторских схем, демонстрирующих содержание механизма адаптации предприятий к процессам цифровизации, отдельных элементов этого механизма (интернет-маркетинга и его технологий) и перспектив развития механизма в виде схемы его интеграции в крупную цифровую экосистему (региона, кластера и др.). В качестве наиболее значимых элементов предложенного механизма адаптации выступают механизм цифровизации и механизм экономической безопасности субъектов малого бизнеса, а также их взаимосвязь и баланс интересов. Рассмотрены практические подходы к поэтапной цифровизации процессов деятельности субъектов малого бизнеса на  примере оценки эффективности внедрения ряда инструментов интернет-маркетинга в  деятельности субъекта малого бизнеса, непосредственно не работающего в онлайн-режиме (сеть автошкол). Проведена оценка соответствующего инвестиционного проекта, которая показала эффективность всех предложенных сценариев развития ситуации. Определены перспективы интеграции субъектов малого бизнеса в единую цифровую экосистему более крупной структуры или субъекта (региона, кластера и др.) для получения масштабного социально-экономического синергетического эффекта как взаимной выгоды для всех участников системы.
Выводы. Несмотря на то, что в России отсутствует четкая модель цифровизации экономики и по-прежнему существует большое количество препятствий для успешной цифровой трансформации малого бизнеса, уже формируются практические механизмы цифровизации с поэтапным комплексом действий для малых предприятий с учетом ограниченности их ресурсов и наличия перспектив развития на каждом рынке. Одним из успешных факторов цифровизации выступает взаимосвязь и наличие баланса между механизмами цифровизации и экономической безопасности предприятия. Ориентируясь на общемировые походы к технологиям интернет-маркетинга, современное малое предприятие не только не теряет, но и существенно выигрывает в стратегической перспективе.

Об авторе

Е. Г. Пашковская
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Пашковская Елена Григорьевна, аспирант

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Список литературы

1. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632–р [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71634878/ (дата обращения: 10.07.2021).

2. Пивовар Б. Б., Пирогова О. Е. Адаптация компаний малого и среднего бизнеса в условиях повышенной волатильности бизнес-среды, вызванной пандемией // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 4 (46). С. 5–10.

3. Гордеева Е. В., Шляхова И. А. Малый бизнес после пандемии коронавируса // Journal of Economy and Business. 2020. № 10-1 (68). С. 80–83. DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10771

4. Мусинова Н. Н., Сергиенко Н. С. Государственная поддержка малых и средних предприятий в условиях пандемии: зарубежная и российская практика // Вестник университета. 2021. № 2. С. 5–12. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-2-5-12

5. Назарова Е. В., Баурина С. Б. Экономическая активность малого бизнеса в условиях пандемии // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 1 (90). С. 55–60. DOI: 10.24158/pep.2021.1.10

6. Кокорев А. С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал. 2021. № 2. С. 628–642. DOI: 10.24411/2413-046X-2021-10128

7. Рабинович Л. И., Карпухина И. В., Удалов Д. В. Изменение институциональной среды как угроза экономической безопасности малого и среднего бизнеса России // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 4 (33). С. 26–36.

8. Митрофанова Н. Б. Особенности управления рисками в малом бизнесе // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16. Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения: материалы XX Национальной науч. конф. с междунар. участием. Ч. 1 / отв. ред. В. И. Герасимов. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2021. С. 377–380.

9. Галиева Н. Г., Дэвид Л. Фуски, Никульшин Б. В. Первоначальные результаты исследования в измерении эффективности деятельности бизнес-инкубаторов // International Journal of Open Information Technologies. 2019. Т. 7. № 1. С. 78–89.

10. Подшивалова М. В., Подшивалов Д. В. Развитие малых предприятий промышленности России в условиях Индустрии 4.0 // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2020. № 11 (445). С. 184–193. DOI: 10.47475/1994-2796-2020-11121

11. Соловьев Е. Н. Цифровая трансформация как модель управления бизнеса // Вестник Национального института бизнеса. 2019. № 37. С. 275–279.

12. Харламов А. В. Трансформация хозяйственной системы и обеспечение экономической безопасности // Петербургский экономический журнал. 2020. № 3. С. 6–14. DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10018

13. Курманов М. Ф. Некоторые слагаемые эффективного развития предпринимательских структур в условиях цифровизации // Ростовский научный журнал. 2018. № 11. С. 192–200.

14. Halligan B., Shah D. Inbound marketing: Get found using Google, social media, and blogs. Hoboken, NJ: John Wiley and Sons, 2010. 256 p.

15. Chaffey D., Ellis-Chadwick F., Mayer R., Johnston K. Internet Marketing: Strategy, Imple mentation and Practice. Harlow: Prentice Hall, 2006. 550 p.

16. Коваленко А. Е. Формирование и развитие технологий интернет-маркетинга в деятельности предприятий малого бизнеса: дис. … канд. экон. наук. Челябинск, 2020. 237 с.

17. Рязанова О. А. Развитие мониторинга факторов экономической безопасности субъектов малого бизнеса на основе риск-ориентированного подхода: дис. … канд. экон. наук. Киров, 2018. 183 с.

18. Банк Открытие. Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] // НАФИ: аналитический центр. 2019. Сентябрь. URL: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/bankotkrytie-indeks-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения: 15.07.2021).

19. Индекс ОПОРЫ RSBI: статистика по индексу [Электронный ресурс] // Опора России. URL: https://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/ (дата обращения: 20.07.2021).

20. Хозяйственная система евразийского типа: проблемы экономической неопределенности: коллективная монография. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2019. 218 с.


Рецензия

Для цитирования:


Пашковская Е.Г. Цифровая трансформация деятельности субъектов малого бизнеса в контексте экономической безопасности. Экономика и управление. 2021;27(8):654-666. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-8-654-666

For citation:


Pashkovskaya E.G. Digital Transformation of Small Enterprise Activities in the Context of Economic Security. Economics and Management. 2021;27(8):654-666. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-8-654-666

Просмотров: 617


ISSN 1998-1627 (Print)