Основные подходы к оценке устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-577-583
Аннотация
Исследование направлено на развитие теоретических и методологических основ оценки устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом перспективы.
Цель. Разработка системного подхода к оценке устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Задачи. Проанализировать основные подходы к оценке устойчивости бюджетов субъектов Федерации. Определить значение количественных и качественных методов оценки в разработке методики оценки устойчивости бюджетов субъектов Федерации с учетом среднесрочной и долгосрочной перспективы.
Методология. Исследование базируется на использовании методов научного познания, анализа и синтеза, сравнения и аналогий, применены системный и институциональный подходы для оценки устойчивости бюджетов субъектов Федерации.
Результаты. Исследованы основные подходы к оценке устойчивости бюджетов субъектов Федерации, разработанные отечественными научными школами и направлениями; подходы, которые используют органы государственной власти и местного самоуправления; подходы к оценке устойчивости бюджетов субъектов Федерации, которые используются международными и национальными рейтинговыми агентствами; зарубежный опыт. Что в целом предполагает разработку универсальной системы показателей для оценки устойчивости бюджетов субъектов Федерации.
Выводы. Обосновано, что в современных условиях новых вызовов, в частности в условиях пандемии коронавируса, необходимо оценивать долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетов субъектов Федерации на основе системного подхода с использованием количественных и качественных методов с учетом среднесрочной и долгосрочной перспективы в целях принятия эффективных управленческих решений на разных уровнях экономической системы.
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. ТуаеваРоссия
Туаева Лали Александровна кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе
362002, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Молодёжная, д. 7
И. З. Тогузова
Россия
Тогузова Индира Заурбековна кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента
362002, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Молодёжная, д. 7
С. К. Токаева
Россия
Токаева Светлана Константиновна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов
362002, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Молодёжная, д. 7
Список литературы
1. Найденова Т. А., Швецова И. Н. Методический инструментарий оценки финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 2. С. 222–233. DOI: 10.15593/2224-9354/2017.2.17
2. Поляк Г. Б. Бюджетная система России. М.: Юнити-Дана, 2007. 704 с.
3. Тишутина О. И. Методология и стратегия обеспечения устойчивости доходной базы бюджетов приграничных субъектов Российской Федерации: дис. … д-ра экон. наук. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2008. 369 с.
4. Яшина Н. И., Емельянова О. В. Методика оценки финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 5. С. 154–166.
5. Яшина Н. И., Ясенев А. В., Ясенев В. Н. Совершенствование методов оценки бюджетной устойчивости муниципальных образований и субъектов РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1 (1). С. 244−253.
6. Казаковцева М. В. Методическое обеспечение финансовой устойчивости доходной базы бюджетов субъектов РФ: дис. … канд. экон. наук. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2010. 327 с.
7. Яшина Н. И., Поющева Е. В., Прончатова-Рубцова Н. Н. Cовершенствование методологии определения бюджетной устойчивости субъектов РФ: два подхода к оценке в современных социально-экономических условиях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 9. С. 37–46.
8. Гладковская Е. Н., Цало И. М., Тетеркина Л. Б. Оценка финансовой устойчивости региональных бюджетов в России: методика и алгоритм ее применения // Вопросы управления. 2017. № 6 (49). С. 119–131.
9. О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами: Приказ Министерства финансов РФ от 03.12.2012 года № 552. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=11505-prikaz_minfina_rossii_ot_03_dekabrya_2010_g._552 (дата обращения: 12.02.2020).
10. Таблица соответствия кредитных рейтингов рейтинговых агентств [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство AK&M. URL: http://www.akmrating.ru/ru/scales/index/4 (дата обращения: 10.03.2020).
11. Сульженко В. С. Обеспечение устойчивости бюджетной системы РФ в условиях институциональных преобразований. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2014. 197 с.
12. Качанова Е. А., Коротина Н. Ю. Методические аспекты оценки российской модели бюджетного федерализма с позиции асимметричности экономических критериев // Социум и власть. 2018. № 5. (73). С. 71–81.
13. Шарафан А. С. Обеспечение устойчивости бюджетной системы и проведение активной стимулирующей государственной политики — возможен ли компромисс? // Современные тенденции развития финансовой системы России: материалы Межрегиональной науч.-практ. конф. Ростовна-Дону: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2015. С. 114–117.
Рецензия
Для цитирования:
Туаева Л.А., Тогузова И.З., Токаева С.К. Основные подходы к оценке устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации. Экономика и управление. 2020;26(6):577-583. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-577-583
For citation:
Tuaeva L.A., Toguzova I.Z., Tokaeva S.K. Major Approaches to Assessing the Fiscal Sustainability of the Constituent Entities of the Russian Federation. Economics and Management. 2020;26(6):577-583. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-577-583