Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Особенности построения цифровых корпоративных образовательных платформ в условиях цифровой трансформации

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-11-1483-1493

Аннотация

Цель. Выявление экономических и организационных особенностей построения цифровых корпоративных образовательных платформ (ЦКОП) как инструмента стратегического управления человеческим капиталом компании в условиях цифровой трансформации.
Задачи. Исследование экономической природы ЦКОП; разработка функционально-структурной модели платформ с учетом издержек; описание цикла функционирования ЦКОП; разработка схемы ядра ЦКОП и построение матрицы издержек на внедрение и сопровождение ЦКОП.
Методология. Автором применены структурно-функциональный анализ, моделирование, контент-анализ эмпирических источников, а также синтез практик реализации цифрового обучения в российских и международных компаниях.
Результаты. Предложена функционально-структурная модель ЦКОП, включающая в себя семь основных уровней: стратегический, операционный, технологический, методологический, функциональный, пользовательский и инфраструктурный. Охарактеризован полный цикл функционирования платформы, состоящий из пяти взаимосвязанных этапов. К ним отнесены формирование стратегических целей обучения, анализ компетенций сотрудников, построение индивидуальных траекторий развития, обучение и оценка результатов обучения. Разработана схема ядра ЦКОП, отражающая взаимосвязь между платформенными модулями, и представлена матрица издержек, позволяющая оценивать инвестиционную нагрузку и эффективность.
Выводы. ЦКОП представляет собой инвестиционно емкий, но высокоэффективный нематериальный актив, интегрированный в систему трансформации управления человеческим капиталом. Их успешное функционирование требует системного подхода к архитектуре, цифровой инфраструктуре, ресурсному обеспечению и организационной зрелости компании.

Об авторе

Е. Д. Козлова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Евгения Дмитриевна Козлова, аспирант

119991, Москва, Ленинские горы, д. 1


Конфликт интересов:

автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Список литературы

1. Саматоев А. Т., Лапидус Л. В., Полякова Ю. М. Анализ детерминант выполнения ключевых показателей эффективности сотрудников в современных условиях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2024. № 3. С. 76–97. https://doi.org/10.17308/econ.2024.3/12284

2. Пермяков П. Ю. Стратегия развития кадрового потенциала: современные методы // Экономика строительства. 2025. № 1. С. 152–154.

3. Саматоев А. Т., Лапидус Л. В., Полякова Ю. М. Выявление факторов производительности труда на основе анализа больших данных об уровне выполнения ключевых показателей эффективности сотрудников и руководителей компании в современных условиях // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2024. Т. 26. № 4. С. 241–255. https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2024.4.19

4. Кетоева Н. Л., Сысоева Е. А., Осипова М. С., Орлова Е. С. Модель влияния цифровой образовательной платформы как инновационного инструмента на устойчивое развитие энергетических предприятий // Индустриальная экономика. 2023. № 4. С. 144–151. https://doi.org/10.47576/2949-1886_2023_4_144

5. Никифорова О. А. Онлайн-платформы в практике корпоративного обучения // Социология и право. 2023. Т. 15. № 4. С. 503–512. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-4-503-512

6. Полушкина А. О. Информационные технологии в корпоративном образовании: тенденции и подходы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 3. С. 238–247. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-3-238-247

7. Максименко А. Ю. Этапы и сценарии развития цифровых образовательных платформ // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14. № 6. С. 2817–2830. https://doi.org/10.18334/epp.14.6.120976

8. Шурыгин В. Ю. Разновидности и структурные элементы современных цифровых образовательных ресурсов // Проблемы современного педагогического образования. 2025. № 86-1. С. 419–422.

9. Круглов Д. В., Ляшенко В. Е. Проектирование архитектуры бизнес-процессов в интегрированной образовательно-корпоративной экосистеме // Финансовые рынки и банки. 2025. № 2. С. 81–87.

10. Верянская А. Э., Кашпурова О. В. Цифровая трансформация корпоративной системы обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 11-2. С. 42–47. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2023-11-2-42-47

11. Кучина Е. В., Просвирина И. И., Лясковская Е. А., Яковлев Ю. В. Цифровые образовательные платформы как инструмент повышения эффективности труда персонала промышленных предприятий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2023. Т. 17. № 2. С. 109–119. https://doi.org/10.14529/em230209

12. Каштанова Е. В., Лобачева А. С., Ашурбеков Р. А. Возможности цифровой корпоративной системы обучения // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2025. Т. 14. № 1. С. 61–65. https://doi.org/10.12737/2305-7807-2025-13-1-61-65

13. Беляцкая Т. Н., Никитенко Е. В. Интеграция цифровых образовательных платформ в корпоративное обучение: стратегии успеха и альтернативные подходы // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сб. тр. Всерос. науч.-практ. и учеб.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 15–18 мая 2024 г.). СПб.: Политех-Пресс, 2024. С. 25–32.

14. Шакурова С. В. Тенденции и перспективы российского рынка EdTech // Студенческий. 2022. № 39-3. С. 31–34.

15. Education in the post-COVID world: 6 ways tech could transform: Analytical report. M.: GB Insights, 2020. 34 p.

16. Исследование российского рынка онлайн-образования 2021: аналитический отчет. М.: Нетология, 2022. 253 с.

17. Digital economy report 2021. Cross-border data flows and development: For whom the data flow. New York, NY: United Nations, 2021. 238 p. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/der2021_en.pdf (дата обращения: 12.04.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Козлова Е.Д. Особенности построения цифровых корпоративных образовательных платформ в условиях цифровой трансформации. Экономика и управление. 2025;31(11):1483-1493. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-11-1483-1493

For citation:


Kozlova E.D. Features of creating digital corporate educational platforms in the context of digital transformation. Economics and Management. 2025;31(11):1483-1493. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-11-1483-1493

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1627 (Print)