Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

О влиянии гендера на выбор финансовых продуктов

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-5-652-663

Аннотация

Цель. Определение факторов влияния гендера на выбор финансовых продуктов.
Задачи. Изучение групп потребителей, имеющих характерные отличия в спросе на финансовые продукты по признаку пола; рассмотрение групп финансовых продуктов, наиболее востребованных у мужчин и женщин; анализ характера влияния гендера на выбор и потребление финансовых продуктов.
Методология. Автором использован методологический подход, включающий в себя обзор и сравнительный анализ российских и международных публикаций; количественный анализ данных всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам.
Результаты. Выявлены кластеры, имеющие дистинктивные характеристики спроса на финансовые продукты, путем комбинации гендерного фактора с возрастной группой и брачным статусом. Проведен выбор групп финансовых продуктов, спрос на которые имеет различные характеристики для указанных кластеров. Выполнен анализ влияния гендерного фактора в сочетании с возрастной группой и брачным статусом на спрос в отношении ряда финансовых продуктов.
Выводы. Гендерный фактор служит значимым драйвером спроса на финансовые продукты. Пол — одна из ключевых демографических переменных, определяющих интерес потребителя к использованию продуктов финансового рынка, а также количественные и качественные показатели этого спроса. Характер влияния гендерного фактора в значительной степени зависит от иных социально-демографических характеристик.

Об авторе

Ю. А. Гордеев
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Юрий Алексеевич Гордеев, аспирант

119991, Москва, Ленинские горы, д. 1


Конфликт интересов:

Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Список литературы

1. Lancaster L. Gender perspectives: How men and women approach investing differently // Schroder Personal Wealth Limited. July 31. 2023. URL: https://www.spw.com/wealth-lens/gender-perspectives-how-men-and-women-approach-investing-differently (дата обращения: 03.03.2025).

2. Lin L. Closing the gender investment gap: Why women typically trade less than men — and why that may be changing // Reuters. URL: https://www.reuters.com/plus/closing-thegender-investment-gap-why-women-typically-trade-less-than-men-and-why-that-may-be-changing (дата обращения: 03.04.2025).

3. Barber B. M., Odean T. Boys will be boys: Gender, overconfidence, and common stock investment // The Quarterly Journal of Economics. 2001. Vol. 116. No. 1. P. 261–292. https://doi.org/10.1162/003355301556400

4. Brockman K. Ninety one percent of women think men are better investors – here’s why that couldn’t be more wrong // Fidelity. May 15. 2023. URL: https://www.fidelity.ca/en/insights/articles/women-better-investors (дата обращения: 04.04.2025).

5. The global findex database 2021: Financial inclusion, digital payments, and resilience in the age of COVID-19 // World Bank Group. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/globalfindex (дата обращения: 04.04.2025).

6. Chen S., Doerr S., Frost J., Gambacorta L., Shin H. S. The fintech gender gap // BIS Working Papers. 2021. No 931. URL: https://www.bis.org/publ/work931.pdf (дата обращения: 04.04.2025).

7. Men vs women credit trends // Experian. 2015. URL: http://www.experian.com/blogs/insights/2016/03/men-vs-women-credit-trends/ (дата обращения: 04.04.2025).

8. Li G. Gender-related differences in credit use and credit scores // Federal Reserve. June 22. 2018. URL: https://www.federalreserve.gov/econres/notes/feds-notes/gender-relateddifferences-in-credit-use-and-credit-scores-20180622.html (дата обращения: 05.04.2025).

9. Birken E. G. Men, women, and credit cards: How history shapes views of revolving credit // Unifimoney. URL: https://www.unifimoney.com/blog/men-women-and-credit-cards-howhistory-shapes-views-of-revolving-credit (дата обращения: 05.04.2025).

10. Theodos B., Kalish E., McKernan S. M., Ratcliffe C. Do financial knowledge, behavior, and well-being differ by gender? // Urban Institute, FIRNA Investor Education Foundation. 2014. URL: https://www.finrafoundation.org/sites/finrafoundation/files/2024-10/GenderFinances-Brief.pdf (дата обращения: 05.04.2025).

11. Guiso L., Sodini P. Household finance: An emerging field // Handbook of the economics of finance / eds. G. M. Constantinides, M. Harris, R. M. Stulz. Amsterdam: North-Holland, 2013. Vol. 2. Part B. P. 1397–1532. https://doi.org/10.1016/B978-0-44-459406-8.00021-4

12. Портрет клиента брокера. Первое полугодие 2022 года. М.: Банк России, 2022. 19 с. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/143859/Portrait_client_brok.PDF (дата обращения: 05.04.2025).

13. Ярашева А. В., Аликперова Н. В. Гендерные различия финансового поведения населения // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 2. С. 51–60. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.2.5

14. Navis K. Unpacking the gender gaps in financial inclusion // Center for Global Development. January 28. 2020. URL: https://www.cgdev.org/blog/unpacking-gender-gaps-financialinclusion (дата обращения: 06.04.2025).

15. Schlag С. Review: Campbell J. Y., Viceira L. M. Strategic asset allocation: Portfolio choice for long-term investors // The Economic Journal. 2003. Vol. 113. No. 488. P. 408–409.

16. Campbell J. Y. Household finance // The Journal of Finance. 2006. Vol. 61. No. 4. P. 1553–1604. https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.2006.00883.x

17. Mean and median income by age and sex // European Union. Eurostat. April 15. 2025. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/ilc_di03__custom_11662451/default/table?lang=en (дата обращения: 06.04.2025).

18. Всероссийское обследование домохозяйств по потребительским финансам (2013–2022) // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/ec_research/vserossiyskoe-obsledovanie-domokhozyaystvpo-potrebitel-skim-finansam/ (дата обращения: 05.04.2025).

19. Financial Lives 2020 survey: The impact of coronavirus. Key findings from the FCA’s Financial Lives 2020 survey and October 2020 Covid-19 panel survey. London: Financial Conduct Authority, 2021. 222 p. URL: https://www.fca.org.uk/publication/research/financial-lives-survey-2020.pdf (дата обращения: 06.04.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Гордеев Ю.А. О влиянии гендера на выбор финансовых продуктов. Экономика и управление. 2025;31(5):652-663. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-5-652-663

For citation:


Gordeev Yu.A. The influence of gender on the choice of financial products. Economics and Management. 2025;31(5):652-663. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-5-652-663

Просмотров: 34


ISSN 1998-1627 (Print)