Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Формирование стратегии цифровизации бизнес-экосистемы промышленного предприятия

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-5-576-592

Аннотация

Цель. Разработать алгоритм формирования стратегии цифровизации бизнес-экосистемы промышленного предприятия.
Задачи. Критический анализ предшествующих исследований и подходов к цифровизации экономических экосистем; синтез ключевых принципов цифровой трансформации, которые обеспечат возможность применения стратегии на предприятиях с различными уровнями цифровой зрелости экосистемы; обоснование предлагаемого универсального алгоритма цифровизации бизнес-экосистем на основе авторского подхода к этапам их эволюции.
Методология. Авторами применены комплексный библиографический и системный анализ, компаративный анализ и синтез в процессе исследования подходов к цифровизации бизнесэкосистем. Информационной базой послужили опубликованные статьи, проиндексированные в международных научных базах данных (Web of Science, Scopus, Российский индекс научного цитирования). Для структурирования результата использована авторская разработка логики и этапности эволюции бизнес-экосистем в B2B, а также авторский интегральный подход к оценке их эффективности на основе пяти критериев.
Результаты. В качестве ключевых принципов цифровизации выделены экосистемность, коэволюция, адаптивность, совместное создание ценности, гибридный подход к платформам и учет организационно-культурных аспектов. Разработан стандартизированный алгоритм формирования стратегии цифровизации бизнес-экосистемы промышленного предприятия, состоящий из последовательных этапов: диагностики цифровой готовности, постановки стратегических целей, проектирования цифровой архитектуры, реализации цифровых решений, развития цифровой культуры и мониторинга с адаптивным управлением.
Выводы. Авторы акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода к цифровой трансформации, учитывающего финансовые, технические, операционные, а также организационно-культурные, рыночные аспекты деятельности предприятия. Новизна подхода заключается в формировании унифицированного алгоритма, применимого к различным стадиям эволюции цифровых бизнес-экосистем, и разработке модели, связывающей стратегические принципы цифровизации с конкретными критериями эффективности. Предлагаемый подход позволяет компаниям системно подходить к цифровой трансформации и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям цифровой экономики.

Об авторах

Е. В. Попов
Уральский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Евгений Васильевич Попов, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, доктор экономических наук, профессор, директор Центра социально-экономических исследований Уральского института управления РАНХиГС при Президенте РФ, член Президиума Уральского отделения РАН, заслуженный деятель науки РФ

AuthorID: 44798 ; ScopusID: 24822113400 ; ResearcherID: H-3358-2015

620144, Екатеринбург, 8 Марта ул., д. 66


Конфликт интересов:

Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



В. Л. Симонова
Уральский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Виктория Львовна Симонова, кандидат экономических наук, заместитель директора Центра социально-экономических исследований

AuthorID: 148845 ; ResearcherID: j-7050-2017

620144, Екатеринбург, 8 Марта ул., д. 66


Конфликт интересов:

Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



А. С. Зырянов
Уральский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ; ООО «ЭНСОНС»
Россия

Александр Сергеевич Зырянов, аспирант, учредитель и директор по маркетингу

AuthorID: 1256396 ; ResearcherID: LEL-8920-2024

620144, Екатеринбург, 8 Марта ул., д. 66

620103, Екатеринбург, Окружная ул., д. 88


Конфликт интересов:

Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Список литературы

1. Li L., Su F., Zhang W., Mao J.-Y. Digital transformation by SME entrepreneurs: A capability perspective // Information Systems Journal. 2018. Vol. 28. No. 6. P. 1129–1157. https://doi.org/10.1111/isj.12153

2. Kallinikos J., Aaltonen A., Marton A. The ambivalent ontology of digital artifacts // MIS Quarterly. 2013. Vol. 37. No. 2. P. 357–370. https://doi.10.25300/MISQ/2013/37.2.02

3. Yoo Y., Boland R. J. Jr., Lyytinen K., Majchrzak A. Organizing for innovation in the digitized world // Organization Science. 2012. Vol. 23. No. 5. P. 1398–1408. https://doi.org/10.1287/orsc.1120.0771

4. Chuang S.-H., Lin H.-N. Co-creating e-service innovations: Theory, practice, and impact on firm performance // International Journal of Infor mation Management. 2015. Vol. 35. No. 3. P. 277–291. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2015.01.002

5. Kohnke O. It’s not just about technology: The people side of digitization // Shaping the digital enterprise: Trends and use cases in digital innovation and transformation / eds. G. Oswald, M. Kleinmeier. Cham: Springer, 2017. P. 69–91. https://doi.org/10.1007/978-3-319-40967-2_3

6. Porter M. E., Heppelmann J. E. How smart, connected products are transforming competition // Harvard Business Review. 2014. Vol. 92. No. 11. P. 64–88. URL: https://eclass.aegean.gr/modules/document/file.php/TNEY202/HBR_How-Smart-Connected-ProductsAre-Transforming-Competition%20copy.pdf (дата обращения: 25.04.2025).

7. Gong C., Ribiere V. Developing a unified definition of digital transformation // Technovation. 2021. Vol. 102. Article 10227. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2020.102217

8. Lokuge S., Sedera D., Grover V., Xu D. Organizational readiness for digital innovation: Development and empirical calibration of a construct // Information & Management. 2019. Vol. 56. No. 3. P. 445–461. https://doi.org/10.1016/j.im.2018.09.001

9. Hartl E. A characterization of culture change in the context of digital transformation // Americas conference on information systems – AMCIS 2019 (15–17 August, 2019). Atlanta, GA: Association for Information Systems (AIS), 2019. P. 1–10.

10. Schreckling E., Steiger C. Digitalize or drown // Shaping the digital enterprise: Trends and use cases in digital innovation and transformation / eds. G. Oswald, M. Kleinmeier. Cham: Springer, 2017. P. 3–27. https://doi.org/10.1007/978-3-319-40967-2_1

11. Bharadwaj A., El Sawy O., Pavlou P., Venkatraman N. Digital business strategy: Toward a next generation of insights // MIS Quarterly. 2013. Vol. 37. No. 2. P. 471–482. https://doi.10.25300/MISQ/2013/37:2.3

12. Matt C., Hess T., Benlian A. Digital transformation strategies // Business & Information Systems Engineering. 2015. Vol. 57. No. 5. P. 339–343. https://doi.10.1007/s12599-015-0401-5

13. Woodard C. J., Ramasubbu N., Tschang F. T., Sambamurthy V. Design capital and design moves: The logic of digital business strategy // MIS Quarterly. 2013. Vol. 37. No. 2. P. 537–564. https://doi.org/10.25300/MISQ/2013/37.2.10

14. Helfat C. E., Martin J. A. Dynamic managerial capabilities: Review and assessment of managerial impact on strategic change // Journal of Management. 2015. Vol. 41. No. 5. P. 1281–1312. https://doi.org/10.1177/0149206314561301

15. Chen J. E., Pan S. L., Ouyang T. H. Routine reconfiguration in traditional companies’ecommerce strategy implementation: A trajectory perspective // Information & Management. 2014. Vol. 51. No. 2. P. 270–282. https://doi.org/10.1016/j.im.2013.11.008

16. Kraus S., Durst S., Ferreira J. J., Veiga P., Kailer N., Weinmann A. Digital transformation in business and management research: An overview of the current status quo // International Journal of Information Management. 2022. Vol. 63. Article 102466. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2021.102466

17. Warner K. S., Wäger M. Building dynamic capabilities for digital transformation: An ongoing process of strategic renewal // Long Range Planning. 2019. Vol. 52. No. 3. P. 326–349. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2018.12.001

18. Liu H., Ke W., Wei K. K., Hua Z. The impact of IT capabilities on firm performance: The mediating roles of absorptive capacity and supply chain agility // Decision Support Systems. 2013. Vol. 54. No. 3. P. 1452–1462. https://doi.org/10.1016/j.dss.2012.12.016

19. Chae H.-C., Koh C. E., Park K. O. Information technology capability and firm performance: Role of industry // Information & Management. 2018. Vol. 55. No. 5. P. 525–546. https://doi.org/10.1016/j.im.2017.10.001

20. Абрамов В. И., Гордеев В. В., Столяров А. Д. Цифровая трансформация промышленных предприятий в цифровые бизнес-экосистемы: структурные компоненты и практические аспекты реализации // Фундаментальные исследования. 2024. № 9. С. 78–85. https://doi.org/10.17513/fr.43680

21. Chui M., Issler M., Roberts R., Yee L. McKinsey technology trends outlook 2023 // McKinsey & Company. July 20. 2023. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/the-top-trends-in-tech-2023#tech-trends-2023 (дата обращения: 25.04.2025).

22. Why digital ecosystems are driving digital transformation // Devico. October 17. 2023. URL: https://devico.io/blog/why-digital-ecosystems-are-driving-digital-transformation (дата обращения: 25.04.2025).

23. Pradhan A. Industry talk. Gartner predicts 90% of blockchain-based supply chain initiatives will suffer ‘blockchain fatigue’ by 2023 // Supply chain IT. URL: https://www.supplychainit.com/gartner-predicts-90-of-blockchain-based-supply-chain-initiatives-will-suffer-blockchainfatigue-by-2023/ (дата обращения: 25.04.2025).

24. Lim J.-H., Stratopoulos T. C., Wirjanto T. S. Role of IT executives in the firm’s ability to achieve competitive advantage through IT capability // International Journal of Accounting Information System. 2012. Vol. 13. No. 1. P. 21–40. https://doi.org/10.1016/j.accinf.2011.07.001

25. Agostini L., Nosella A. The adoption of Industry 4.0 technologies in SMEs: Results of an international study // Management Decision. 2020. Vol. 58. No. 4. P. 625–643. https://doi.org/10.1108/MD-09-2018-0973

26. Bettiol M., Capestro M., Di Maria E., Grandinetti R. Leveraging on intra- and interorganizational collaboration in Industry 4.0 adoption for knowledge creation and innovation // European Journal of Innovation Management. 2023. Vol. 26. No. 7. P. 328–352. https://doi.org/10.1108/EJIM-10-2022-0593

27. Tronvoll B., Sklyar A., Sörhammar D., Kowalkowski C. Transformational shifts through digital servitization // Industrial Marketing Management. 2020. Vol. 89. P. 293–305. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2020.02.005

28. Feike M., Rösch J. Nuanced but important: A literature-based comparison between B2B and B2C platforms // Decision Analytics Journal. 2024. Vol. 10. Article 100383. https://doi.org/10.1016/j.dajour.2023.100383

29. Нигай Е. А. Формирование цифровых экосистем бизнеса в условиях развития информационного общества: управленческий аспект // Ars Administrandi / Искусство управления. 2023. Т. 15. № 3. С. 353–376. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2023-3-353-376

30. Васильева Е. В. Методология исследования возможностей цифровых платформ и экосистем: опыт применения Platform Innovation Kit // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2023. Т. 19. № 1. С. 24–35. https://doi.org/10.25559/SITITO.019.202301.024-035

31. Gupta R., Mejia C., Kajikawa Y. Business, innovation and digital ecosystems landscape survey and knowledge cross sharing // Technological Forecasting and Social Change. 2019. Vol. 147. P. 100–109. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2019.07.004

32. Hock-Doepgen M., Clauss T., Kraus S., Cheng C.-F. Knowledge management capabilities and organizational risk-taking for business model innovation in SMEs // Journal of Business Research. 2021. Vol. 130. P. 683–697. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.12.001

33. Peng Z., Sun Y., Guo X. Antecedents of employees’ extended use of enterprise systems: An integrative view of person, environment, and technology // International Journal of Information Management. 2018. Vol. 39. P. 104–120. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2017.11.007

34. Nam T. Technology usage expected job sustainability, and perceived job insecurity // Technological Forecasting and Social Change. 2019. Vol. 138. P. 155–165. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2018.08.017

35. Попов Е. В., Симонова В. Л., Зырянов А. С. Эволюция бизнес-экосистем в промышленности — от классического типа к цифровым // Информатизация в цифровой экономике. 2024. Т. 5. № 3. С. 341–360. https://doi.org/10.18334/ide.5.3.121748

36. Marcon E., Marcon A., Le Dain M. A., Ayala N. F., Frank A. G., Matthieu J. Barriers for the digitalization of servitization // Procedia CIRP. 2019. Vol. 83. P. 254–259. https://doi.org/10.1016/j.procir.2019.03.129

37. Gebauer H., Paiola M., Saccani N., Rapaccini M. Digital servitization: Crossing the perspectives of digitization and servitization // Industrial Marketing Management. 2011. Vol. 93. P. 382–388. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2020.05.011

38. Nylén D., Holmström J. Digital innovation strategy: A framework for diagnosing and improving digital product and service innovation // Business Horizons. 2015. Vol. 58. No. 1. P. 57–67. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2014.09.001

39. Struyf B., Galvani S., Matthyssens P., Bocconcelli R. Toward a multilevel perspective on digital servitization // International Journal of Operations and Production Management. 2021. Vol. 41. No. 5. P. 668–693. https://doi.org/10.1108/IJOPM-08-2020-0538


Рецензия

Для цитирования:


Попов Е.В., Симонова В.Л., Зырянов А.С. Формирование стратегии цифровизации бизнес-экосистемы промышленного предприятия. Экономика и управление. 2025;31(5):576-592. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-5-576-592

For citation:


Popov E.V., Simonova V.L., Zyrianov A.S. Developing a digitalization strategy for industrial enterprise business ecosystems. Economics and Management. 2025;31(5):576-592. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-5-576-592

Просмотров: 41


ISSN 1998-1627 (Print)