Критерии выбора новых областей деятельности компании в рамках разработки корпоративной стратегии
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-3-359-371
Аннотация
Цель. Исследование направлено на изучение подходов к выбору новых направлений деятельности компании при обновлении корпоративной стратегии, а также выявление ключевых критериев принятия решений.
Задачи. Определить цели выбора новых направлений; выявить факторы, влияющие на достижение целей; разработать алгоритм формирования критериев выбора; оценить значимость факторов.
Методология. Использованы экспертный и анкетный опросы (14 специалистов и 20 руководителей), диаграмма Исикавы для анализа причинно-следственных связей, методы весовых коэффициентов и контекстного анализа.
Результаты. Автором выделено три цели, в частности увеличение прибыли, повышение стоимости компании и управляемости. Определены ключевые факторы: синергия между направлениями, группы потребителей с высоким потенциалом роста, отрасли с большим потенциалом прибыли. Разработан алгоритм выбора направлений на основе значимости факторов. К наиболее значимым факторам отнесены синергия и ориентация на потребителей с растущим спросом.
Выводы. Исследование подтвердило важность синергии и ориентации на потребителей с высоким потенциалом. Рекомендовано учитывать эти факторы для повышения эффективности стратегического планирования.
Об авторе
Б. А. ДышлюкРоссия
Борис Александрович Дышлюк, аспирант
344003; пл. Гагарина, д. 1; Ростов-на-Дону
Конфликт интересов:
Автор декларирует отсутствие конфликта интересов,
связанных с публикацией данной статьи
Список литературы
1. Детерминанты развития экономики России в условиях цифровой трансформации и обеспечения технологического суверенитета : монография / под ред. Е. Н. Макаренко. Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2023. 546 с.
2. Meiton C., Åkesson E. Corporate development – assessing the attractiveness of a new market. A case study of Alfa Laval AB. Master thesis. Lund: Lund University, 2012. 77 p. URL: https://lup.lub.lu.se/luur/download?func=downloadFile&recordOId=3053502&fileOId=3053503 (дата обращения: 01. 11. 2024).
3. Adam M., Syahputra H., Gunawan B. Industry attractiveness and knowledge management on the formulation of competitive strategy and partnership and its implication on coffee company performance in Aceh // 3<sup>rd</sup> International seminar and conference on learning organization (ISCLO-15). Dordrecht: Atlantis Press, 2016. P. 1–7. DOI: 10.2991/isclo-15.2016.38
4. Urbšienė L., Monkevičiūtė R., Navikaitė U. Analysis of the attractiveness and competitiveness of the securities market in Lithuania // Ekonomika. 2014. Vol. 93. No. 3. P. 116–140. DOI: 10.15388/Ekon.2014.0.3880
5. Димитриади Н. А., Карасев Д. Н. Выбор отраслей бизнеса при разработке корпоративной стратегии на основе анализа входных барьеров и ресурсов компании // Финансовые исследования. 2016. № 4. С. 211–216.
6. Pamoengkas I., Rahman S. The effect of market attractiveness and value creation on the performance of fertilizer companies in Indonesia. In: Proc. 2<sup>nd</sup> economics and business international conference (EBIC 2019): Economics and business in Industrial Revolution 4.0. Dordrecht: Atlantis Press, 2019. P. 523–530. DOI: 10.5220/0009311105230530
7. Абдокова Л. З. Синергетический эффект как результат эффективного управления // Фундаментальные исследования. 2016. № 10-3. С. 581–584.
8. Polednáková A. Synergistic effect of joining process and its measurement // SHS Web of Conferences. 2020. Vol. 83. Article No. 01051. DOI: 10.1051/shsconf/20208301051
9. Иванов Д. А. Синергия как инструмент современного менеджмента, ориентированного на рост стоимости компании : дис. … канд. экон. наук. СПб., 2020. 191 с.
10. Решетько Н. И., Соколов М. А. Повышение конкурентоспособности диверсифицированного предприятия на основе оценки возможностей создания и повышения эффективности синергетических взаимосвязей бизнес-единиц // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/81EVN614.pdf (дата обращения: 01. 11. 2024).
11. Partacz K. Creating value through synergy in mergers and acquisitions // Scientific Journal of Bielsko-Biala School of Finance and Law. 2022. Vol. 26. No. 4. P. 18–25. DOI: 10.19192/wsfip.sj4.2022.3
Рецензия
Для цитирования:
Дышлюк Б.А. Критерии выбора новых областей деятельности компании в рамках разработки корпоративной стратегии. Экономика и управление. 2025;31(3):359-371. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-3-359-371
For citation:
Dyshlyuk B.A. Criteria for selecting new fields of company activity within development of a corporate strategy. Economics and Management. 2025;31(3):359-371. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-3-359-371