Самозанятость студентов: вынужденная необходимость или стремление к реализации предпринимательских идей?
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-2-149-159
Аннотация
Цель. Выявить, действительно ли работа во время обучения в вузе при самозанятости способствует получению практического опыта профессиональной деятельности и формированию профессиональных компетенций, необходимых в условиях современного рынка, или студенческая самозанятость является вынужденной мерой, препятствующей получению качественного образования.
Задачи. Определить основные причины студенческой самозанятости; сформулировать преимущества и недостатки данной формы работы для студентов; раскрыть влияние самозанятости на формирование профессиональных компетенций; охарактеризовать возникающие у студентов сложности при совмещении работы и обучения в рамках самозанятости; предложить комплекс мер, направленных на более эффективное сочетание работы и обучения.
Методология. Для обоснования научных положений и выводов применены общенаучные методы (классификаций, системного и сравнительного анализа, научного синтеза), социологические методы (анкетирование).
Результаты. На основе проведенного социологического исследования авторами выявлено, что главными мотивами выбора самозанятости как формы работы для студентов являются необходимость в дополнительном источнике дохода, а также желание реализовать свои предпринимательские идеи. Преимущества самозанятости для молодых людей прослеживаются в получении дохода от предпринимательской деятельности, независимости с точки зрения организации работы и распределения рабочего времени, возможности получения опыта работы и практических знаний. К недостаткам данной формы занятости для студентов относятся сложности при создании баланса работы и обучения. Большинство опрошенных считают, что предпринимательская деятельность не создает проблем с обучением, но треть опрошенных студентов-самозанятых обращают внимание на отсутствие свободного времени. Полученные результаты показали, что работа в качестве самозанятого формирует личностные компетенции, дает практические навыки либо профессиональные знания.
Выводы. Студенческая самозанятость способствует формированию профессиональных и личностных компетенций, если речь идет о работе по получаемой профессии. Авторы предлагают комплекс мер, направленных на более эффективное сочетание работы и обучения, предполагающих поддержку самозанятых студентов со стороны высших учебных заведений (информационную поддержку; предоставление более гибкого графика образования; рекомендации от вуза относительно форм и объема занятости, условий работы и выбора сферы деятельности).
Об авторах
О. Н. МиськоРоссия
Олег Николаевич Мисько, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики
199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
И. В. Цыганкова
Россия
Инга Владимировна Цыганкова, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами
199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
В. Н. Самотуга
Россия
Владимир Николаевич Самотуга, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры международных финансов и бухгалтерского учета; доцент кафедры экономики
190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Список литературы
1. Koloba Н., Surujlal J. Influence of demographic factors on self-employment intentions of university students // Polish Journal of Management Studies. 2021. Vol. 24. No. 2. P. 228–241. DOI: 10.17512/pjms.2021.24.2.14
2. Mveku B., Guvhu R., Mutero T., Manhiva E., Mbuyisa E. The effect of entrepreneurship education on the students’ self-employment, empowerment and nurturing minds for the future // International Journal of Research Publications. 2023. Vol. 135. No. 1. P. 193–205. DOI: 10.47119/IJRP10013511020235571
3. Stockhausen M. Berufliche Selbstständigkeit: Ein wichtiger Faktor für die soziale Durchlässigkeit in Deutschland // IW-Trends. 2022. No. 3. URL: https://www.iwkoeln.de/fileadmin/user_upload/Studien/IW-Trends/PDF/2022/IW-Trends_2022-03-05-Stockhausen.pdf (дата обращения: 13.05.2024).
4. Breithecker V., Hanny-Busch S. Handbuch Hochchul-Startups. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2023. 550 s.
5. Curtis S., Williams J. The reluctant workforce: Undergraduates’ part-time employment // Education + Training. 2002. Vol. 44. No. 1. P. 5–10. DOI: 10.1108/00400910210416192
6. Watts C., Pickering A. Pay as you learn: tudent employment and academic progress // Education + Training. 2000. Vol. 42. No. 3. P. 129–135. DOI: 10.1108/00400910010372670
7. Бастамова Д. А., Стажарова Д. М., Канунникова К. И. Оценка вклада студенческого предпринимательства в публикационную и патентную активность страны // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14. № 5. С. 2213–2228. DOI: 10.18334/epp.14.5.120954
8. Дроздов И. Н., Чистяков Е. Д. Значение внутриуниверситетской обратной связи в развитии студенческого предпринимательства // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 5. С. 925–942. DOI: 10.18334/ce.14.5.110095
9. Стажарова Д. М., Травин Д. Н., Хамылева У. А. Взаимодействие корпораций со студенческими стартапами: мотивация, способы и перспективы сотрудничества // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14. № 5. С. 2195–2212. DOI: 10.18334/epp.14.5.120917
10. Стажарова Д. М. Основные этапы создания студенческих стартапов и мероприятия, способствующие этим процессам // Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 2. С. 597–614. DOI: 10.18334/ce.17.2.117215
11. Рязанцева М. В. Тенденции в области гибкой занятости // Экономика труда. 2024. Т. 11. № 5. С. 631–646. DOI: 10.18334/et.11.5.120979
12. Мисько О. Н., Цыганкова И. В. Тенденции развития самозанятости в России // Управленческое консультирование. 2022. № 12. С. 18–31. DOI: 10.22394/1726-1139-2022-12-18-31
Рецензия
Для цитирования:
Мисько О.Н., Цыганкова И.В., Самотуга В.Н. Самозанятость студентов: вынужденная необходимость или стремление к реализации предпринимательских идей? Экономика и управление. 2025;31(2):149-159. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-2-149-159
For citation:
Misko O.N., Tsygankova I.V., Samotuga V.N. Self-employment of students: Factual constraint or striving for implementing business ideas? Economics and Management. 2025;31(2):149-159. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-2-149-159