Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Технологии искусственного интеллекта как фактор совершенствования государственного управления: вызовы и угрозы

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-2-139-148

Аннотация

Цель. Детальное рассмотрение и систематизация влияния искусственного интеллекта (далее — ИИ) на различные аспекты государственного управления, включая улучшение процессов принятия решений, оптимизацию взаимодействия с гражданами, повышение эффективности работы государственных структур, а также выявление потенциальных рисков и вызовов, связанных с использованием этих технологий, в том числе нейроинтерфейсов. 
Задачи. Оценить реальные последствия интеграции ИИ в управленческую сферу с акцентом на улучшение эффективности принятия решений, автоматизацию процессов и взаимодействие с гражданами; выявить риски, в том числе угрозы конфиденциальности и риски потери рабочих мест, а также воздействие на этические нормы; изучить экспертные позиции о проблематике разработки моделей интеграции ИИ и нейротехнологий в государственное управление; провести анализ их влияния на социальную структуру и роль ИИ-технологий в регулировании публичной политики с точки зрения социологии управления.
Методология. Использование системного и риск-ориентированного подходов при изучении влияния ИИ-технологий на трансформацию системы государственного управления обеспечило всесторонний анализ процессов интеграции ИИ в процессы государственного управления. Такой подход позволил выделить ключевые управленческие взаимосвязи, исследовать многоуровневую структуру институционализации ИИ-технологий в управленческой деятельности.
Результаты. ИИ используют для оптимизации обработки государственных заявок, улучшения управления бюджетами и планирования ресурсов. Системы на базе ИИ помогают анализировать большие объемы данных, что способствует более точному прогнозированию экономических и социальных тенденций, принятию более обоснованных решений в сферах социальной политики, здравоохранения и образования. В частности, алгоритмы ИИ применяют для оптимизации распределения бюджетных средств, улучшения процесса принятия законодательных инициатив и оценки их воздействия на общество. Использование интеллектуальных систем способствует и автоматизации многих административных процессов, таких как обработка налоговых деклараций или заявок на получение государственных услуг, что сокращает бюрократические барьеры и ускоряет взаимодействие граждан с органами власти.
Выводы. В области государственного управления и принятия государственных решений Россия активно внедряет технологии ИИ с целью повышения эффективности и прозрачности административных процессов для принципиального роста эффективности и результативности реализуемой государственной политики во всех сферах жизни страны, принятия квалифицированных обоснованных решений по тем или иным вопросам, в первую очередь, если требуется исходить из анализа (понимания) массива данных.

Об авторе

Д. А. Репин
Институт проблем передачи информации имени А. А. Харкевича Российской академии наук
Россия

Дмитрий Александрович Репин, доктор социологических наук, доцент, руководитель Лаборатории обработки и передачи информации в когнитивных системах (Лаборатория ОПИКС)
127051, Москва, Большой Каретный пер., д. 19, стр. 1


Конфликт интересов:

Автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Список литературы

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 15.11.2024).

2. Кайсарова В. П., Винокурова М. Ю. Профессиональное развитие цифровых компетенций современных государственных служащих: российский и зарубежный опыт // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 88. C. 216–232. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-88-216-232

3. Кайсарова В. П., Кайсаров А. А. Ценностно-ориентированный подход в государственном управлении как базис исследований искусственного интеллекта // Управление бизнесом в цифровой экономике: Седьмая Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 21–22 марта 2024 г.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2024. С. 374–377.

4. Репин Д. А., Игнатьев С. А. «Внедрять нельзя отказаться»: влияние этики на применение технологий искусственного интеллекта в управлении социально-экономическими процессами // Экономика и управление. 2024. Т. 30. № 12. С. 1503–1509. DOI: 10.35854/1998-1627-2024-12-1503-1509

5. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 15.11.2024).

6. Recommendation on the ethics of artificial intelligence. UNESCO’s first-ever global standard on AI ethics – the ‘Recommendation on the ethics of artificial intelligence’, adopted in 2021, is applicable to all 194 member states of UNESCO // UNESCO. May 16. 2023. URL: https://www.unesco.org/en/articles/recommendation-ethics-artificial-intelligence (дата обращения: 15.11.2024).

7. Катанандов С. Л., Ковалев А. А. Технологическое развитие современных государств: искусственный интеллект в государственном управлении // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 174–182. DOI: 10.22394/2079-1690-2023-1-1-174-182

8. Kuziemski M., Misuraca G. AI governance in the public sector: Three tales from the frontiers of automated decision-making in democratic settings // Telecommunications Policy. 2020. Vol. 44. No. 6. Article No. 101976. DOI: 10.1016/j.telpol.2020.101976

9. Reis J., Santo P. E., Melão N. Impacts of artificial intelligence on public administration: A systematic literature review // 14th Iberian conference on information systems and technologies (Coimbra, 19–22 June 2019). New York, NY: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2019. P. 1–7. DOI: 10.23919/CISTI.2019.8760893

10. Коданева С. И. Перспективы и риски внедрения искусственного интеллекта в государственном управлении // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2021. № 1. С. 131–139. DOI: 10.31249/rgpravo/2021.01.14

11. Изиляева Л. О., Васильев Я. К., Мирокиянц К. С., Ясавиева А. И. Возможности и риски применения искусственного интеллекта в сфере политических отношений Российской Федерации // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2024. № 1. С. 136–139. DOI: 10.34773/EU.2024.1.24


Рецензия

Для цитирования:


Репин Д.А. Технологии искусственного интеллекта как фактор совершенствования государственного управления: вызовы и угрозы. Экономика и управление. 2025;31(2):139-148. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-2-139-148

For citation:


Repin D.A. Artificial intelligence technologies as a factor in improving public administration: Challenges and threats. Economics and Management. 2025;31(2):139-148. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-2-139-148

Просмотров: 193


ISSN 1998-1627 (Print)