Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Об оценке деятельности институтов развития в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-104-113

Аннотация

Цель. Разработать предложения по актуализации стандарта проведения оценки эффективности деятельности институтов развития в целях обеспечения экономической безопасности государства.

Задачи. Проанализировать основные научные методы, применяемые при оценке эффективности деятельности институтов развития, и соответствие действующих стандартов оценки институтов развития требованиям, предъявляемым сегодня к системе стратегического планирования институтов развития; разработать предложения по актуализации методики оценки эффективности институтов развития, используемой при принятии решений в аспекте оптимизации и повышения их эффективности.

Методология. В настоящем исследовании с помощью общих методов проведен анализ основных методов, применяемых при оценке эффективности деятельности институтов развития, и аргументирована необходимость актуализации методики оценки эффективности институтов развития, используемой при принятии решений в аспекте оптимизации и повышения их эффективности посредством более комплексного и широкого аудита деятельности институтов развития.

Результаты. Анализ действующих подзаконных актов, устанавливающих порядок формирования документов стратегического планирования и оценки эффективности федеральных институтов развития, сигнализируют о необходимости актуализации норм, устанавливающих требования к порядку проведения оценки эффективности деятельности институтов развития в целях обеспечения полноты информации для принятия государством решений в аспекте оптимизации деятельности институтов развития. Автором разработаны предложения по актуализации вопросов оценки эффективности федеральных институтов развития и государственных компаний (корпораций) в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (РФ) с учетом принятия новых Методических рекомендаций к разработке документов стратегического планирования федеральных институтов развития, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2024 г. № 2199-р.

Выводы. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости применения комплексного подхода к разработке методики оценки эффективности институтов развития, поскольку внедряемая модель стратегического планирования предполагает включение мероприятий, объединяющих все этапы бизнес-процессов в институтах развития.

Об авторе

Г. А. Ерицян
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Григор Артурович Ерицян, аспирант

119991, Москва, Ленинские горы, д. 1


Конфликт интересов:

автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи



Список литературы

1. Кузенкова В. М. Современные подходы к оценке эффективности институтов развития // Экономическая наука современной России. 2020. № 3. С. 19–33. DOI: 10.33293/1609-1442-2020-3(90)-19-33

2. Сидорова Е. Н., Татаркин Д. А. Институты развития как инструмент реализации государственной инвестиционной политики: анализ современного состояния, оценка результативности // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15. № 4. С. 506–528. DOI: 10.15826/vestnik.2016.15.4.026

3. Юдина В. И. Институты инновационного развития: проблемы методики оценки эффективности // Инновационное развитие – от Шумпетера до наших дней: экономи ка и образование: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (Калуга, 1–2 октября 2015 г.). М.: Научный консультант, 2015. С. 478–482.

4. Перфилова О. В. Оценка эффективности российских финансовых институтов развития // Роль и значение современной науки и техники для развития общества: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 1 (Екатеринбург, 28 апреля 2017 г.) / отв. ред. А. А. Сукиасян. Екатеринбург: Омега Сайнс, 2017. С. 145–147.

5. Сухарев О. С. Институты развития: необходимость и эффективность // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 2. С. 8–16.

6. Rajaram A., Le T. M., Biletska N., Brumby J. A diagnostic framework for assessing public investment management. World Bank Policy Research Working Paper, 2010. No. 5397. URL: https://www.pempal.org/sites/pempal/files/event/attachments/diagnostic-framework-for-assessing-public-investment-management_eng.pdf (дата обращения: 05.12.2024).

7. Rajaram A., Le T. M., Kaiser K.-A., Kim J.-H., Frank J. M. The power of public investment management: Transforming resources into assets for growth. Washington, DC: World Bank Group, 2014. 203 p. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/461121468164052711/pdf/The-power-of-public-investment-management-transforming-resources-into-assets- for-growth.pdf (дата обращения: 05.12.2024).

8. Kaplan R. Strategic performance measurement and management in nonprofit organizations // Nonprofit Management and Leadership. 2001. Vol. 11. No. 3. Р. 353–370. DOI: 10.1002/nml.11308

9. О методических рекомендациях по разработке и утверждению стратегий развития акционерных обществ, акции которых находятся в собственности РФ, и федеральных государственных унитарных предприятий: распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2024 г. № 2199-р // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409442135/ (дата обращения: 05.12.2024).

10. О разработке ключевых стратегических документов в госкомпаниях: письмо Росимущества от 29 апреля 2014 г. № ОД-11/18576 // Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). URL: https://rosim.gov.ru/documents/223803?ysclid=m4opezbsn2485792621 (дата обращения: 05.12.2024).

11. Типовой стандарт оценки реализации долгосрочных программ развития и выполнения ключевых показателей эффективности акционерных обществ, включенных в перечень утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, и федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 1060-р: одобрен поручением Первого заместителя Председателя Правительства РФ – Министром финансов РФ А. Г. Силуановым от 21 ноября 2019 г. № СА-П13-10176 // Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). URL: https://rosim.gov.ru/documents/377518?ysclid=m4op317gvq813276424 (дата обращения: 05.12.2024).

12. Козлова С. Методические вопросы эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом в современных условиях // Общество и экономика. 2023. № 9. С. 5–17. DOI: 10.31857/S020736760027680-7

13. Лялькова Е. Е. Роль KPI в управлении бизнес-процессами организации // Управленческие науки в современном мире. 2018. Т. 1. № 1. С. 266–273.

14. Лялькова Е. Е., Иззука Т. Б. Ключевые показатели эффективности деятельности институтов развития РФ // Экономические науки. 2022. № 214. С. 169–174. DOI: 10.14451/1.214.169

15. Доржиева В. В., Ильина С. А. Сценарий реформирования институтов развития: в поисках смысла и новые аспекты регуляторной политики // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 11. С. 2451–2470. DOI: 10.18334/epp.11.11.113770


Рецензия

Для цитирования:


Ерицян Г.А. Об оценке деятельности институтов развития в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Экономика и управление. 2025;31(1):104-113. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-104-113

For citation:


Eritsyan G.A. Assessment of development institutions activities in order to ensure the economic security of the Russian Federation. Economics and Management. 2025;31(1):104-113. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-104-113

Просмотров: 60


ISSN 1998-1627 (Print)