Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Роль ведущих финансовых институтов в реализации ESG-повестки

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-10-1228-1238

Аннотация

Цель. Выявление тенденций и направлений развития ESG-повестки российского банковского сектора в условиях новой геополитической обстановки.

Задачи. Проанализировать реакцию российского банковского сектора на продвижение Западом ESG-повестки в предсанкционный период и смену приоритетов после введения для России масштабных финансовых и технологических санкций; определить требуемые преобразования бизнес-стратегий и систем управления рисками; предложить дополнительные меры поддержки со стороны государства для повышения приоритета суверенных технологий в реализации ESG-трансформации и развитии конкурентной национальной системы стандартов.

Методология. Авторами применен смешанный метод анализа, сочетающий качественные и количественные данные, для формирования эмпирической базы исследования. Для анализа качественных данных использованы метод контент-анализа и эмпирические методы. В свою очередь, количественные данные обработаны с помощью статистических и логических инструментов.

Результаты. Проведенное исследование позволило подтвердить эффективность ESG-инструментария в реализации концепции устойчивого развития. Определено, что существенной движущей силой ESG-трансформации сегодня являются преимущественно крупные банки. Однако потенциал ESG-трансформации со стороны банков может быть исчерпан, и практическая часть исполнения планов, отраженных в их ESG-политиках, требует дополнительных стимулов со стороны государства.

Выводы. По итогам проведенного исследования становится понятным, что необходимо формирование конкурентной российской суверенной ESG-модели, которая должна включать в себя национальную нормативно-правовую базу, технологические стандарты, отечественные платформенные IT-системы управления. Усиливая работу в этом направлении‚ участники финансовых рынков в наибольшей степени способны повлиять на внедрение инноваций в сфере инструментария достижения целей устойчивого развития (ЦУР) и национальных проектов, учитывать национальные интересы ввиду реализации ESG-повестки, обеспечить их развитие и финансирование.

Об авторах

С. А. Стрижов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Станислав Алексеевич Стрижов, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе Института бизнеса и делового администрирования

119571, Москва, Вернадского пр., д. 82, стр. 1 .


Конфликт интересов:

Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



С. Ю. Абрамович
эксперт в области ESG и информационных технологий
Россия

Сергей Юрьевич Абрамович, эксперт в области ESG и информационных технологий

Москва.


Конфликт интересов:

Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.



Список литературы

1. United Nations Development Programme (UNDP). Contribution to the 2015 United Nations Economic and Social Council (ECOSOC) Integration Segment. New York, NY: United Nations, 2015. 5 p. URL: https://www.un.org/en/ecosoc/integration/2015/pdf/undp.pdf (дата обращения: 01.07.2023).

2. Цели устойчивого развития // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2020. № 6. 160 с. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/b06/b065c140de24fbc32271bb2267f621ec.pdf (дата обращения: 01.07.2023).

3. ESG стратегия ВЭБ.РФ на период до 2024 г. и на перспективу до 2030 г. // ВЭБ.РФ. URL: https://вэб.рф/files/?file=410d03ae2c7aee9e841cbe8c9ae64115.pdf (дата обращения: 01.07.2023).

4. Сохранить устойчивость: перспективы ESG-повестки в России: исследование // Центр социального проектирования «Платформа». 2022. URL: https://drive.google.com/file/d/1U_2F8S3CFWs7LM3GjQ5jR4W4W3xTJqlO/view (дата обращения: 01.07.2023).

5. Арзуманов И. Цели не по средствам // Рамблер. 2020. 5 февраля. URL: https://news.rambler.ru/other/43628663/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 21.07.2023).

6. Рейтинги банков // Banki.ru. URL: https://www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения: 02.07.2023).

7. Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования / Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России. М.: Банк России, 2019. 87 с. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/84163/press_04102019.pdf (дата обращения: 01.07.2023).

8. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. М.: Банк России, 2022. 85 с. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/143773/onfr_2023-2025.pdf (дата обращения: 01.07.2023).

9. Высоков В. В. Суверенный ESG-банкинг. М.: Банк «Центр-инвест», 2022. 21 с. URL: https://www.centrinvest.ru/uploads/doc/articles/suverenyjesgbanking_compressed.pdf?1689857199.408 (дата обращения: 19.06.2023).

10. Пашкова Л. Путин назвал отличия между суверенным государством и колонией // РБК. 2022. 9 июня. URL: https://www.rbc.ru/politics/09/06/2022/62a1fbf39a79478868eacf78 (дата обращения: 02.07.2023).

11. Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития. М.: ПАО Сбербанк, 2021. 32 с. URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/ru/sber_esg_policy_rus.pdf (дата обращения: 05.07.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Стрижов С.А., Абрамович С.Ю. Роль ведущих финансовых институтов в реализации ESG-повестки. Экономика и управление. 2023;29(10):1228-1238. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-10-1228-1238

For citation:


Strijov S.A., Abramovich S.Yu. The role of leading financial institutions in the realization of the ESG agenda. Economics and Management. 2023;29(10):1228-1238. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-10-1228-1238

Просмотров: 219


ISSN 1998-1627 (Print)