Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Приоритеты и ограничения развития международного научного сотрудничества циркумполярных стран в области обеспечения устойчивого развития Арктики

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-902-916

Аннотация

Цель. Выявить приоритеты и ограничения развития международного научного сотрудничества циркумполярных стран в области обеспечения устойчивого развития Арктики.

Задачи. Представить характеристику циркумполярных стран с выявлением их природно-климатических и социально-экономических особенностей; оценить влияние климатических изменений на устойчивое развитие циркумполярных стран; определить приоритеты развития международного научного сотрудничества в области обеспечения устойчивого развития Арктики в условиях изменения климата; выявить особенности арктической политики циркумполярных стран в современных условиях.

Методология. Методология представленного исследования разработана исходя из его цели и поставленных научных задач. Изменение арктического климата оценено путем сопоставления комплекса показателей за период с 1971 г. по настоящее время. Ключевые приоритеты государственных арктических политик циркумполярных стран выявлены на основе анализа их политико-программных документов. Приоритеты развития международного сотрудничества в области обеспечения устойчивого развития Арктики определены на основе авторских работ и соотнесены с мнением авторитетных исследователей Арктики.

Результаты. Проведенные исследования показали, что стремительное изменение климата Арктики стало главным вызовом природного происхождения устойчивому развитию циркумполярных стран. Выделены следующие приоритеты научных исследований в рамках международного сотрудничества циркумполярных стран в области обеспечения устойчивого развития Арктики: во-первых, комплексное изучение естественных, антропогенных, социально-экономических процессов в Арктике; во-вторых, тщательное документирование выявленных особенностей; в-третьих, создание единой международной базы данных, отражающей экологическое, экономическое, социальное состояние арктических территорий; в-четвертых, комплексное моделирование и оценка влияния климатических изменений на экономику циркумполярных стран; в-пятых, систематические комплексные оценки социально-экономических последствий климатических изменений для населения, в том числе для коренных малочисленных народов; в-шестых, определение пороговых значений функционирования арктических экосистем.

Выводы. Противостоять климатическому вызову устойчивого развития арктических территорий можно только путем индивидуальных и совместных усилий всех циркумполярных стран. Изначально в основе национальных стратегий циркумполярных стран находилось единое стремление: посредством тесного сотрудничества, в том числе научного, с международными партнерами работать над достижением общей цели создания мирного, экономически успешного и устойчивого будущего для Арктики. Исключение Российской Федерации (РФ) из международного научного сотрудничества по вопросам рационального природопользования в условиях изменения климата многократно усиливает риски устойчивого развития арктических территорий.

Об авторах

В. П. Самарина
Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина
Россия

Вера Петровна Самарина - доктор экономических наук, доцент, старший научный сотрудник исследовательского центра «Кольский научный центр РАН»

184209, Апатиты, Ферсмана ул., д. 14



Т. П. Скуфьина
Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина
Россия

Татьяна Петровна Скуфьина - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник исследовательского центра «Кольский научный центр РАН»

184209, Апатиты, Ферсмана ул., д. 14



Список литературы

1. Hamilton L. C., Saito K., Loring P. A., Lammers R. B., Huntington H. P. Climigration? Population and climate change in Arctic Alaska // Population and Environment. 2016. Vol. 38. No. 2. P. 115–133. DOI: 10.1007/s11111-016-0259-6

2. Skripnuk D. F., Samylovskaya E. A. Human activity and the global temperature of the planet // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2018. Vol. 180. Article 012021. DOI: 10.1088/1755-1315/180/1/012021

3. Волков А. Д., Тишков С. В., Каргинова-Губинова В. В., Щербак А. П. Экологические проблемы Арктического региона: состояние и динамика в восприятии населения (результаты социологического опроса на территории Карельской Арктики) // Регион: экономика и социология. 2021. № 3. С. 203–239. DOI: 10.15372/REG20210309

4. Самарина В. П. Региональная экономика: северо-арктические территории России: учеб. пособие. Апатиты: Университетская книга, 2022. 141 с. DOI: 10.47581/2021/03.Samarina.002

5. Скуфьина Т. П., Самарина В. П., Самарин А. В. Процессы декарбонизации производства и перспективы Арктики как углеродно нейтральной территории // Уголь. 2022. № 6. С. 54–58. DOI: 10.18796/0041-5790-2022-6-54-58

6. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Приоритеты и направления национального развития в сфере поддержки несырьевого экспорта // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 1. С. 4–10. DOI: 10.35854/1998-1627-2023-1-4-10

7. Suopajärvi L., Poelzer G. A., Ejdemo T., Klyuchnikova E., Korchak E. Social sustainability in northern mining communities: A study of the European North and Northwest Russia // Resources Policy. 2016. Vol. 47. P. 61–68. DOI: 10.1016/j.resourpol.2015.11.004

8. Dale B., Bay-Larsen I., Skorstad B., eds. The will to drill – mining in Arctic communities. Cham: Springer-Verlag, 2017. 228 p. (Springer Polar Sciences). DOI: 10.1007/978-3-319-62610-9

9. Зайков К. С., Кондратов Н. А., Кудряшова Е. В., Липина С. А., Чистобаев А. И. Сценарии развития арктического региона (2020–2035 гг.) // Арктика и Север. 2019. № 35. С. 5–24. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.5

10. Baranov S., Skufina T., Samarina V. Regional environment for gross domestic product formation (the case of Russia Northern regions) // Advanced Science Letters. 2018. Vol. 24. No. 9. P. 6335–6338. DOI: 10.1166/asl.2018.13047

11. Korchak E. A., Serova N. A., Emelyanova E. E., Yakovchuk A. A. Human capital of the Arctic: Problems and development prospects // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 302. Article 012078. DOI: 10.1088/1755-1315/302/1/012078

12. Социально-экономическая динамика и перспективы развития российской Арктики с учетом геополитических, макроэкономических, экологических и минерально-сырьевых факторов: монография. Апатиты: Кольский научный центр РАН, 2021. 209 с. DOI: 10.37614/978.5.91137.458.7

13. Самарина В. П., Субботина Е. В. Управление экономическими системами в условиях изменяющейся среды // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2016. № 11. С. 135–142.

14. Социально-экономическое развитие северо-арктических территорий России: монография. Апатиты: Кольский научный центр РАН, 2019. 119 с. DOI: 10.25702/KSC.978.5.91137.408.2

15. Самарина В. П. Антикризисное управление регионами России. Курск: Университетская книга, 2021. 129 c. DOI: 10.47581/2021/03.Samarina.001

16. Ворончихина Д. Н. Арктический совет как международный форум сотрудничества государств: участие России // Ars Administrandi (Искусство управления). 2019. Т. 11. № 2. С. 306–329. DOI: 10.17072/2218-9173-2019-2-306-329

17. Жилина И. Ю. Международное сотрудничество в Арктике // Россия: тенденции и перспективы развития: материалы XX Национальной науч. конф. с междунар. участием. Вып. 16. Ч. 1. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2021. С. 977–981.

18. Красулина О. Ю. Экосистемный подход в Арктике: сущность и проблемы // Региональная экономика и управление: электр. науч. журнал. 2020. № 3. Ст. 25. URL: https://eee-region.ru/article/6325/?ysclid=llexf1nrrd398294360 (дата обращения: 23.07.2023).

19. Пащенко Л. В. Теоретические аспекты экологической безопасности. Роль Арктического совета в обеспечении экологической безопасности в Арктике // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1. С. 263–266.

20. Шинкарецкая Г. Г. Формирование системы управления охраной и сохранением природной среды в Арктике // Образование и право. 2020. № 5. С. 135–144. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10524

21. Арктика (Арктическая зона) // Tadviser.ru. 2021. 16 апреля. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 23.07.2023).

22. Изменение климата в Арктике. Обновление 2021: Основные тенденции и воздействия: программа арктического мониторинга и оценки. Tromsø: Arctic Monitoring and Assessment Programme (AMAP), 2021. 16 с. URL: https://www.amap.no/documents/download/6887/inline#:~:text (дата обращения: 23.07.2023).

23. Рейтинг стран мира по численности населения // Gtmarket.ru. URL: https://gtmarket.ru/ratings/world-population/info (дата обращения: 23.07.2023).

24. Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта // Gtmarket.ru. URL: https://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info (дата обращения: 23.07.2023).

25. Samarina V. P., Skufina T. P., Savon D. Yu., Shinkevich A. I. Management of externalities in the context of sustainable development of the Russian Arctic zone // Sustainability. 2021. Vol. 13. No. 14. Article 7749. DOI: 10.3390/su13147749

26. Тазаян Ю. Строительство зданий и сооружений на вечной мерзлоте // Молодой ученый. 2020. № 48. С. 67–72.

27. Dauvalter V. A., Kashulin N. A. Assessment of the ecological state of the Arctic freshwater system based on concentrations of heavy metals in the bottom sediments // Geochemistry International. 2018. Vol. 56. No. 8. P. 842–856. DOI: 10.1134/S0016702918080037

28. Höök M., Bardi U., Feng L., Pang X. Development of oil formation theories and their importance for peak oil // Marine and Petroleum Geology. 2010. Vol. 27. No. 9. P. 1995–2004. DOI: 10.1016/j.marpetgeo.2010.06.005

29. Kudryashova E. V., Lipina S. A., Zaikov K. S., Bocharova L. K., Lipina A. V., Kuprikov M. Yu. Arctic zone of the Russian Federation: Development problems and new management philosophy // The Polar Journal. 2019. Vol. 9. No. 2. P. 445–458. DOI: 10.1080/2154896X.2019.1685173

30. Курочкина А. А., Семенова Ю. Е., Островская Е. Н. Методические подходы к оценке туристской инвестиционной привлекательности арктических регионов России // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 1. С. 19–26. DOI: 10.35854/1998-1627-2023-1-19-26

31. Скуфьина Т. П., Бажутова Е. А., Самарина В. П. Предпринимательская активность в регионах российской Арктики в сравнении с общероссийской ситуацией // Арктика и Север. 2019. № 37. С. 51–68. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.37.51

32. Andrew R. Socio-economic drivers of change in the Аrctic // AMAP Technical Report. 2014. No. 9. URL: https://www.amap.no/documents/download/3011/inline (дата обращения: 23.07.2023).

33. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: утв. постановлением Правительства РФ от 30 марта 2021 г. № 484 // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://government.ru/rugovclassifier/830/events/ (дата обращения: 23.07.2023).

34. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 // Правительство России: сайт. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjywN04OgKiI1mAvaM.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

35. Sweden’s strategy for the Arctic region. Stockholm: Government Offices of Sweden, 2020. 68 p. URL: https://www.government.se/contentassets/85de9103bbbe4373b55eddd7f71608da/swedens-strategy-for-the-arctic-region-2020.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

36. Finland’s strategy for Arctic policy. Publications of the Finnish Government. 2021:55. Helsinki: Finnish Government, 2021. 71 p. URL: https://www.europeanpolarboard.org/fileadmin/user_upload/Finland_Arctic_Strategy_2021.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

37. Kingdom of Denmark strategy for the Arctic 2011–2020. Copenhagen: Ministry of Foreign Affairs, 2011. 58 p. URL: http://library.arcticportal.org/1890/1/DENMARK.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

38. Iceland’s policy on matters concerning the Arctic region. Reykjavík: Government of Iceland, Ministry of Foreign Affairs, 2021. 32 p. URL: https://www.government.is/library/01-Ministries/Ministry-for-Foreign-Affairs/PDF-skjol/Arctic%20Policy_WEB.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

39. The EU’s Arctic policy // European External Action Service (EEAS). 2021. URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/eu-arctic_en#:~:text=The%20EU’s%20updated%20Arctic%20policy,least%20Indigenous%20Peoples%2C%20and%20future (дата обращения: 23.07.2023).

40. The Norwegian Government’s Arctic policy. Oslo: Norwegian Ministry of Foreign Affairs, 2021. 40 p. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/departementene/ud/vedlegg/nord/whitepaper_abstract2020.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

41. Canada’s Northern strategy: Our North, our future, our heritage. Ottawa: Minister of Indian Affairs and Northern Development and Federal Interlocutor for Métis and Non-Status Indians, 2009. 48 p. URL: https://publications.gc.ca/collections/collection_2009/ainc-inac/R3-72-2008.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

42. National strategy for the Arctic region. Washington, DC: The White House, 2022 15 p. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

43. Regional Innovation Strategy for Finnmark (RIS3) — based on SMART specialization principles // Tffk.no. URL: https://www.tffk.no/_f/p1/ie4fe008e-8516-4beb-861d-843408b6bd75/regionale-innovasjonstrategi_engelsk.pdf(дата обращения: 23.07.2023).

44. FoU-strategi for Nordland 2013–2025 // Nfk.no. URL: https://norinnovanarvik.no/sites/n/norinnovanarvik.no/files/foustrategi_for_nordland_20132025.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

45. SNU-Strategi for næringsutvikling i Troms 2018–2025 // URL: https://snu-troms.no/ (дата обращения: 23.07.2023).

46. Pohjois-Pohjanmaan maakuntaohjelma 2018–2021 // Pohjois-pohjanmaa. URL: https://www.pohjois-pohjanmaa.fi/aluesuunnittelu/maakuntaohjelma_ja_-suunnitelma/maakuntaohjelma_2018-2021 (дата обращения: 23.07.2023).

47. Lapin teollisuusstrategia 2030 // Lappi.fi. URL: http://www.lappi.fi/c/document_library/get_file?folderId=349619&name=DLFE-21939.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

48. Programming document for the sustainable development of Greenland 2014–2020. Brussel: European Commission, 2014. 76 p. URL: https://international-partnerships.ec.europa.eu/system/files/2020-02/signed_programming_document_for_sustainable_development_of_greenland_2014-2020_colour.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

49. Regional utvecklingsstrategi 2030 – Region Norrbotten // Utveckla Norrbotten. URL: https://www.norrbotten.se/globalassets/amnen/politik-och-demokrati/regionfullmaktige/sammantraden/2019/13-februari/regional-utvecklingsstrategi-2030.pdf (дата обращения: 23.07.2023).

50. Northern Opportunity: Alaska's Economic Strategy // A Comprehensive Economic Development Strategy (CEDS) 2017–2022. Alaska department of commerce. URL: http://northernopportunity.com/ (дата обращения: 23.07.2023).

51. Стратегия социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 г.: утв. постановлением Собрания депутатов № 256-сд от 7 ноября 2019 г. // Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа. URL: https://dfei.adm-nao.ru/strategicheskoe-planirovanie/proekt-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-neneckogo-avtonomn/ (дата обращения: 23.07.2023).

52. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 г. и на период до 2025 года и план мероприятий по ее реализации // Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области. URL: https://minec.gov-murman.ru/activities/strat_plan/sub02/ (дата обращения: 23.07.2023).

53. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 г. // Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: https://de.yanao.ru/documents/active/114985/ (дата обращения: 23.07.2023).

54. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 г.: распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 16 июля 2014 г. № 290-рп // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/446123709 (дата обращения: 23.07.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Самарина В.П., Скуфьина Т.П. Приоритеты и ограничения развития международного научного сотрудничества циркумполярных стран в области обеспечения устойчивого развития Арктики. Экономика и управление. 2023;29(8):902-916. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-902-916

For citation:


Samarina V.P., Skufina T.P. Priorities and limitations of development of international scientific cooperation of circumpolar countries in the field of sustainable development of the Arctic. Economics and Management. 2023;29(8):902-916. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-902-916

Просмотров: 221


ISSN 1998-1627 (Print)