Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Цифровое стратегирование промышленных систем на основе устойчивых экоинновационных и циркулярных бизнес-моделей в условиях перехода к Индустрии 5.0

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-1006-1020

Аннотация

Цель. Сформировать теоретический базис и концептуальный подход к цифровому стратегированию промышленных систем на основе парадигмы устойчивого экоинновационного развития, циркулярных бизнес-моделей, трансформационного воздействия технологий Индустрии 5.0.

Задачи. Предложить теоретический базис цифрового стратегирования; сформулировать определения цифровой стратегии и цифрового стратегирования промышленных систем; выделить концептуальную область цифрового стратегирования; систематизировать инструментарий цифрового стратегирования на основе экоинновационных и циркулярных бизнес-моделей в условиях перехода к Индустрии 5.0 в рамках парадигмы устойчивого развития.

Методология. Основным методом при осуществлении настоящего исследования послужил оценочный обзор с целью синтеза существующей литературы по цифровой трансформации и практике стратегии на основе восьмиступенчатого руководства по проведению самостоятельного систематического обзора литературы.

Результаты. Сформирован теоретический базис цифрового стратегирования на основе коэволюции подходов и школ стратегий. Разграничены понятия стратегирования информационных систем и цифрового стратегирования; стратегий цифровизации, цифровой трансформации и цифровых стратегий. Предложены авторские определения цифровой стратегии и цифрового стратегирования промышленных систем. Разработан мультиперспективный концептуальный подход к цифровому стратегированию промышленных систем во взаимодействии технологий, людей и разнообразных процессов. Разработан актуальный инструментарий цифрового стратегирования промышленных систем.

Выводы. В условиях перехода к Индустрии 5.0 внедрение цифровых технологий в промышленных системах необходимо, но не представляется достаточным для успеха в цифровой среде. Цифровое стратегирование требует изменения существующих и/или создания новых бизнес-моделей на основе трансформации мировоззрения в новый способ работы, позволяющий промышленным системам внедрять инновации с помощью технологий. Стратегические императивы, на основе которых должны выстраиваться новые бизнес-модели цифрового стратегирования промышленных систем, включают в себя экоинновационные и циркулярные бизнес-модели в рамках парадигмы устойчивого развития, а также бизнес-модели Индустрии 5.0.

Об авторах

В. В. Глухов
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Владимир Викторович Глухов - доктор экономических наук, профессор, руководитель административного аппарата ректора (первый проректор)

195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29



А. В. Бабкин
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Псковский государственный университет
Россия

Александр Васильевич Бабкин - доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей инженерно-экономической школы, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Цифровая экономика промышленности», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; заведующий научно-исследовательской лабораторией «Экономическая безопасность региона в условиях цифровой экономики», Псковский государственный университет

195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29

180000, Псков, Ленина пл., д. 2



Е. В. Шкарупета
Воронежский государственный технический университет; Сибирская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

Елена Витальевна Шкарупета - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры цифровой и отраслевой экономики, Воронежский государственный технический университет; старший научный сотрудник, Сибирская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России

394006, Воронеж, 20-летия Октября ул., д. 84

662972, Железногорск, Красноярский край,  Северная ул., д. 1



Список литературы

1. Амелин С. В., Щетинина И. В. Организация производства в условиях цифровой экономики // Организатор производства. 2018. Т. 26. № 4. С. 7–18. DOI: 10.25987/VSTU.2018.50.18.001

2. Туровец О. Г., Родионова В. Н., Каблашова И. В. Обеспечение качества организации производственных процессов в условиях управления цифровым производством // Организатор производства. 2018. Т. 26. № 4. С. 65–76. DOI: 10.25987/VSTU.2018.92.21.006

3. Калинин А. Р. Цифровое стратегирование горных предприятий // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 3 (234). С. 7–11.

4. Квинт В. Л. Концепция стратегирования: в 2-х т. Т. 1. СПб.: Северо-Западный институт управления РАНХиГС, 2019. 132 с.

5. Квинт В. Л. Концепция стратегирования: в 2-х т. Т. 2. СПб.: Северо-Западный институт управления РАНХиГС, 2020. 164 с.

6. Zhuravlev D. M., Glukhov V. V. Strategizing of economic systems digital transformation: A driver on innovative development // π-Economy. 2021. Vol. 14. No. 2. P. 7–21. DOI: 10.18721/JE.14201

7. Seidl D., Whittington R. Enlarging the strategy-as-practice research agenda: Towards taller and flatter ontologies // Organization studies. 2014. Vol. 35. No. 10. P. 1407–1421. DOI: 10.1177/0170840614541886

8. Somogyi E. K., Galliers R. D. Applied information technology: from data processing to strategic information systems // Journal of Information Technology. 1987. Vol. 2. No. 1. P. 30–41. DOI: DOI: 10.1177/026839628700200107

9. Itami H., Numagami T. Dynamic interaction between strategy and technology // Strategic Management Journal. 1992. Vol. 13. No. S2. P. 119–135. DOI: 10.1002/smj.4250130909

10. Morton J., Amrollahi A., Wilson A. D. Digital strategizing: An assessing review, definition, and research agenda // The Journal of Strategic Information Systems. 2022. Vol. 31. No. 2. 101720. DOI: 10.1016/j.jsis.2022.101720

11. Chanias S., Hess T. Understanding digital transformation strategy formation: Insights from Europe’s automotive industry // Conference: Proceedings of the 20th Pacific Asia Conference on Information Systems (PACIS 2016). At: Chiayi, 2016. 1–17 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/311443349_Understanding_Digital_Transformation_Strategy_Formation_Insights_from_Europe’s_Automotive_Industry (дата обращения: 15.09.2022).

12. Burgelman R.A., Floyd S.W., Laamanen T., Mantere S., Vaara E., Whittington R. Strategy processes and practices: Dialogues and intersections // Strategic management journal. 2018. Vol. 39. No. 3. P. 531–558. DOI: 10.1002/smj.2741

13. Ляндау Ю. В. Согласование бизнес-стратегии со стратегией информационных технологий // Инновации и инвестиции. 2013. № 2. С. 23–25.

14. Henfridsson O., Lind M. Information systems strategizing, organizational sub-communities, and the emergence of a sustainability strategy // The Journal of Strategic Information Systems. 2014. Vol. 23. No. 1. P. 11–28. DOI: 10.1016/j.jsis.2013.11.001

15. Tavakoli A., Schlagwein D., Schoder D. Open strategy: Literature review, re-analysis of cases and conceptualisation as a practice // The Journal of Strategic Information Systems. 2017. Vol. 26. No. 3. P. 163–184. DOI: 10.1016/j.jsis.2017.01.003

16. Бутковская Г. В., Сумарокова Е. В. Цифровые стратегии компаний: потенциал роста и причины провала // E-Management. 2019. Т. 2. № 3. С. 48–57. DOI: 10.26425/2658-3445-2019-3-48-57

17. Вишнивецкая А. И., Аблязов Т. Х. Цифровая стратегия как основа цифровой трансформации строительных организаций // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 3-1. С. 11–20. DOI: 10.34670/AR.2019.89.3.001

18. Боев А. Г. Система стратегического управления преобразованиями промышленного предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2020. Т. 13. № 1. С. 101–113. DOI: 10.18721/JE.13109

19. Okoli C. A guide to conducting a standalone systematic literature review // Communications of the Association for Information Systems. 2015. Vol. 37. No 43. P. 879–910. DOI: 10.17705/1CAIS.03743

20. Leidner D. E. Review and theory symbiosis: An introspective retrospective // Journal of the Association for Information Systems. 2018. Vol. 19. No. 6. P. 552–567. DOI: 10.17705/1jais.00501

21. Whittington R. Strategy as practice // Long range planning. 1996. Vol. 29. No. 5. P. 731–735. DOI: 10.1016/0024-6301(96)00068-4

22. Johnson G., Melin L., Whittington R. Micro strategy and strategizing: towards an activity: based view // Journal of management studies. 2003. Vol. 40. No. 1. P. 3–22. DOI: 10.1111/1467-6486.t01-2-00002

23. Jarzabkowski P. Strategy as practice: An activity-based approach. London: SAGE Publications Ltd, 2005. 216 p.

24. Teubner R. A. Information systems strategy // Business & Information Systems Engineering. 2013. Vol. 5. No. 4. P. 243–257. DOI: 10.1007/s12599-013-0279-z

25. Peppard J., Galliers R. D., Thorogood A. Information systems strategy as practice // The Journal of Strategic Information Systems. 2014. Vol. 23. No. 1. P. 1–10. DOI: 10.1016/j.jsis.2014.01.002

26. Pettigrew A. M. The character and significance of strategy process research // Strategic management journal. 1992. Vol. 13. No. S2. P. 5–16. DOI: 10.1002/smj.4250130903

27. Galliers R. D. Further developments in information systems strategizing: unpacking the concept // The Oxford Handbook of Information Systems: Critical Perspectives and New Directions. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 329–345. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199580583.003.0015

28. Chanias S., Myers M. D., Hess T. Digital transformation strategy making in pre-digital organizations: The case of a financial services provider // The Journal of Strategic Information Systems. 2019. Vol. 28. No. 1. P. 17–33. DOI: 10.1016/j.jsis.2018.11.003

29. Boström E., Celik O. C. Towards a maturity model for digital strategizing: A qualitative study of how an organization can analyze and assess their digital business strategy. Department of informatics IT Management Master Thesis. Swedish: university UMEA, 2017. 36 p. URL: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:1113444/FULLTEXT01.pdf (дата обращения: 15.09.2022).

30. Mintzberg H. Patterns in strategy formation // Management science. 1978. Vol. 24. No. 9. P. 934–948. DOI: 10.1287/mnsc.24.9.934

31. Mintzberg H., Waters J. A. Of strategies, deliberate and emergent // Strategic management journal. 1985. Vol. 6. No. 3. P. 257–272. DOI: 10.1002/smj.4250060306

32. Marabelli M., Galliers R. D. A reflection on information systems strategizing: the role of power and everyday practices // Information Systems Journal. 2017. Vol. 27. No. 3. P. 347–366. DOI: 10.1111/isj.12110

33. Karpovsky A., Hallanoro M., Galliers R. D. Process of Information Systems Strategizing: Review and Synthesis // The CRC Computing Handbook / eds. R. Cohen, H. Topi, A. Tucker. London: Chapman and Hall, 2014. Vol. 2. P. 1–26.

34. Chen D. Q., Mocker M., Preston D. S., Teubner A. Information systems strategy: reconceptualization, measurement, and implications // MIS quarterly. 2010. Vol. 34. No. 2. P. 233–259. DOI: 10.2307/20721426

35. Hess T., Matt C., Benlian A., Wiesböck F. Options for formulating a digital transformation strategy // MIS Quarterly Executive. 2016. Vol. 15. No. 2. P. 123–139.

36. Matt C., Hess T., Benlian A. Digital transformation strategies // Business and information systems engineering. 2015. Vol. 57. No. 5. P. 339–343. DOI: 10.1007/s12599-015-0401-5

37. Bharadwaj A., Sawy A. El O., Pavlou P., Venkatraman N. Digital business strategy: toward a next generation of insights // MIS quarterly. 2013. Vol. 37. No. 2. P. 471–482. DOI: 10.25300/MISQ/2013/37:2.3

38. Mithas S., Tafti A., Mitchell W. How a firm’s competitive environment and digital strategic posture influence digital business strategy // MIS quarterly. 2013. Vol. 37. No. 2. P. 511–536. DOI: 10.25300/MISQ/2013/37.2.09

39. Sebastian I. M., Ross J. W., Beath C., Mocker M., Moloney K. G., Fonstad N. O. How big old companies navigate digital transformation // MIS Quarterly Executive. 2017. Vol. 16. No. 3. P. 197–213.

40. Yeow A., Soh C., Hansen R. Aligning with new digital strategy: A dynamic capabilities approach // Journal of Strategic Information Systems. 2018. Vol. 27. No. 1. P. 43–58. DOI: 10.1016/j.jsis.2017.09.001

41. Кирюшин С. Разработка стратегии цифровой трансформации // Учебник 4CDTO: О цифровизации и цифровой трансформации / под общ. ред. С. Кирюшина, Е. Борисова, В. В. Определенова. 1-е изд. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2020. C. 56–65. URL: https://www.rulit.me/books/uchebnik-4cdto-o-cifrovizacii-i-cifrovoj-transformacii-read-675801-56.html (дата обращения: 15.09.2022).

42. Whittington R. Completing the practice turn in strategy research // Organization studies. 2006. Vol. 27. No 5. P. 613–634. DOI: 10.1177/0170840606064101

43. Malhotra N., Nunan D., Birks D. Marketing research: An applied approach. Pearson, 2017. 976 p.

44. Demir K. The Effect of Organizational Trust on the Culture of Teacher Leadership in Primary Schools // Educational Sciences: Theory and Practice. 2015. Vol. 15. No. 3. P. 621–634. DOI: 10.12738/estp.2015.3.2337

45. Janahi N. A., Durugbo C. M., Al-Jayyousi O. R. Eco-innovation strategy in manufacturing: A systematic review // Cleaner Engineering and Technology. 2021. Vol. 5. 100343. DOI: 10.1016/j.clet.2021.100343

46. Nußholz J. L. K. Circular business models: Defining a concept and framing an emerging research field // Sustainability. 2017. Vol. 9. No. 10. 1810. DOI: 10.3390/su9101810

47. Rosa P., Sassanelli C., Terzi S. Towards Circular Business Models: A systematic literature review on classification frameworks and archetypes // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 236. Р. 117696. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.117696

48. Tuladhar A., Iatridis K., Dimov D. History and evolution of the circular economy and circular economy business models // Circular Economy and Sustainability. Elsevier, 2022. P. 87–106. DOI: 10.1016/B978-0-12-819817-9.00031-4

49. Osterwalder A., Pigneur Y. Business model generation: A handbook for visionaries, game changers, and challengers. Hoboken, NJ: John Wiley and Sons, 2010. 288 p.

50. Makarov I., Besley D., Hasan D., Boratynski J., Chepeliev M., Golub E., Nemova V., Stepanov I. Russia and Global Green Transition: Risks and Opportunities. Washington, DC: World Bank, 2021. 110 p. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/36757 (дата обращения: 15.09.2022).

51. Бабкин А. В., Шкарупета Е. В., Плотников В. А. Управление кросс-отраслевым потенциалом развития в условиях Индустрии 5.0: теория, инструментарий и практические приложения // Экономическое возрождение России. 2022. № 2 (72). С. 50–65. DOI: 10.37930/1990-9780-2022-2-72-50-65

52. Бабкин А. В., Шкарупета Е. В., Плотников В. А. Интеллектуальная киберсоциальная экосистема Индустрии 5.0: понятие, сущность, модель // Экономическое возрождение России. 2021. № 4 (70). С. 39–62. DOI: 10.37930/1990-9780-2021-4-70-39-62

53. Бабкин А. В., Федоров А. А., Либерман И. В., Клачек П. М. Индустрия 5.0: понятие, формирование и развитие // Экономика промышленности. 2021. Т. 14. № 4. С. 375–395. DOI: 10.17073/2072-1633-2021-4-375-395

54. Гелисханов И. З., Юдина Т. Н., Бабкин А. В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // π-Economy. 2018. Т. 11. № 6. С. 22–36. DOI: 10.18721/JE.11602


Рецензия

Для цитирования:


Глухов В.В., Бабкин А.В., Шкарупета Е.В. Цифровое стратегирование промышленных систем на основе устойчивых экоинновационных и циркулярных бизнес-моделей в условиях перехода к Индустрии 5.0. Экономика и управление. 2022;28(10):1006-1020. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-1006-1020

For citation:


Glukhov V.V., Babkin A.B., Shkarupeta E.V. Digital strategizing of industrial systems based on sustainable eco-innovation and circular business models in the context of the transition to Industry 5.0. Economics and Management. 2022;28(10):1006-1020. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-1006-1020

Просмотров: 393


ISSN 1998-1627 (Print)